Бой часов в Кремле

Тайны кремлевских курантов

Бой часов в Кремле

Русская семерка

Бой кремлевских курантов — мелодия, которую с детства знает каждый житель нашей страны. Кажется, что главные часы страны существовали всегда, а их звучание идет из глубины веков. Увы, это не так. Часы, расположенные на Спасской башне Кремля, как и их звучание, имеют множество предшественников.

Рождение легенды

Несмотря на то, что на протяжении столетий главными часами России являлись различные разновидности курантов, установленные на Спасской башне Московского кремля, первыми курантами в стране были не они.

Более чем за сто лет до появления часов на Спасской башне, их предшественники уже отмеряли время в резиденции Великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского.

Самое удивительное, что в то далекое время это был не просто циферблат со стрелками, а сложный механизм внешне выполненный, как фигура человека, каждый час бьющего специальным молотом в колокол.

Если говорить о первых курантах на Фроловской (в наши дни Спасской) башни Московского кремля, то они появились сразу после ее постройки в 1491 году. Тем не менее, в летописях первое описание курантов появляется лишь спустя сто лет в 1585 году.

Самое интересное, что башенные часы размещались не на одной как сегодня, а сразу на трех башнях Московского кремля: Фроловской (Спасской), Тайницкой и Троицкой. К сожалению, до наших дней не дошел внешний вид первых курантов Московского кремля. Сохранились только данные о весе часов, который составлял 960 килограмм. Когда часы пришли в негодность их продали в Ярославль за 48 рублей в качестве лома.

Вторые куранты: удивительные

Вторые куранты, которые появились на Спасской башне Московского кремля во время правления Михаила Федоровича Романова. Тем не менее, с точки зрения современного человека их и часами-то назвать было сложно. Для создания вторых курантов из Англии прибыл известный часовщик Христофор Головей. Его помощниками стали кузнец Ждан, его сын Шумило и внук Алексей.

Внешне новые часы поражали воображение. Это был гигантский циферблат, олицетворявший собой небо. Стрелка у часов была только одна. Но вращалась не она, а сам циферблат, сколоченный из досок и выкрашенный в цвет неба. На его поверхности в хаотичном порядке были раскиданы желтые жестяные звезды.

Кроме них на циферблате располагалось изображение Солнца, чей луч одновременно являлся единственной стрелкой часов и Луны. Вместо чисел на циферблате располагались буквы старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола. Причем днем и ночью колокола курантов звонили по-разному, а сами часы умели отличать световой день от ночи.

Например, летом в день солнцестояния, колокола часов били семнадцать раз дневную мелодию и семь раз ночную. Менялось соотношение светового дня к ночи, менялось и количество ночных и дневных мелодий колоколов. Разумеется, для точной работы часов, мастера, следящие за их работой, должны были точно знать соотношение дня и ночи в каждый конкретный день года.

Для этого в их распоряжении имелись специальные таблички. Не удивительно, что иностранцы посещавшие Москву прозвали необычные куранты «Дивом мира». К сожалению, прослужили они всего около сорока лет, погибнув во время пожара 1626 года.

Третьи куранты: неудачные

Следующие часы для Спасской башни Московского кремля закупили при Петре I в Голландии. На этот раз на башне оказались обычные часы с классическим циферблатом, разбитым на двенадцать часов. Третьи куранты отбивали: час, четверть часа, а также играли нехитрую мелодию.

Необходимо отметить, что замену курантов в Московском кремле Петр Iприурочил к переходу страны на новый суточный отсчет времени, принятый в Европе. Однако, голландский часовой механизм оказался крайне не надежным и часто ломался.

Для его починки в кремле постоянно дежурила бригада иностранных часовщиков, но это помогало мало. Когда третьи куранты были разрушены вследствие пожара 1737 года, никто сильно не расстроился.

Тем более к этому времени столица переехала в Санкт-Петербург, а император давно потерял интерес, как к Москве, так и к курантам, некогда установленным по его личному распоряжению.

Четвертые куранты: немецкая мелодия для русских часов

В следующий раз часы на Спасской башне были заменены по прихоти Екатерины II. Несмотря на то, что ее императорский двор находился в северной столице императрица не оставляла своим вниманием и Москву.

Однажды после посещения города, она приказала установить новые куранты, которые, как оказалось, были давно куплены и пылились в Грановитой палате Московского кремля. Новые часы работали довольно сносно, но случился неприятный казус.

После монтажа часов в 1770 году они неожиданно заиграли веселенькую австрийскую песенку «Ах, мой милый Августин». Скандал был жуткий. Тем не менее, часы не демонтировали, а лишь убрали мелодию. Даже после того, как в 1812 году в куранты попал снаряд, они были восстановлены часовщиком Яковом Лебедевым.

Лишь в 1815 году, после того, как шестерни часов были признаны аварийными, куранты существенно модернизировали. Фактически был заменен весь механизм часов, отремонтированы полы в механическом зале, установлен новый маятник, заменен циферблат. С этого момента он стал черного цвета с арабскими цифрами.

В качестве мелодии поставили мелодию гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и 9 часов и марша лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен» в 12 и 6 часов. Так продолжалось вплоть до революции 1917 года.

Пятые куранты: современные

Первое время после установления Советской власти, руководству страны было не до курантов, которые встали, после того как в них во время революционных волнений попал снаряд. Тем не менее, после переезда правительства в Москву В. И. Ленин распорядился куранты восстановить.

Увы, часовая компания, ранее обслуживавшая часы, заломила астрономическую сумму в золоте, и от ее услуг пришлось отказаться. Неожиданно свою помощь предложил обычный слесарь Николай Беренс, который вместе с отцом обслуживал механизм курантов до революции. Благодаря его усилиям, часы были отремонтированы и пошли вновь.

Изменилась лишь мелодия, которую играли куранты. Теперь в 12 часов они исполняли «Интернационал», а в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В 1932 году по распоряжению И. В. Сталина часы были в очередной раз модернизированы. В 1974 году часы остановили на 100 дней, чтобы привести в порядок и установить электронное управление.

Сегодня начиная с 1999 года, куранты исполняют гимн России.

Источник: https://weekend.rambler.ru/items/41480589-tayny-kremlevskih-kurantov/

Часы на Спасской башне. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Бой часов в Кремле

…Тогда как на самом деле, новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

Часы на Спасской башне — часы-куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля 

Современные куранты

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 гг. на русском заводе датских подданных братьев Иоганна (Ивана) и Николая Бутенопов, компания которых была известна установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевского дворца.

Куранты Московского кремля A.Savin, CC BY-SA 3.0

Братья Бутенопы взялись за работу в декабре 1850 года. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Была проведена колоссальная работа.

https://www.youtube.com/watch?v=cJuMGhwykJU

Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. 

Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации конструкции Гаррисона.

Внешний вид

Внешний вид кремлёвских часов не остался без внимания. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом.

Звонница Спасской башни, конец XIX века unknown, Public Domain

Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 г. Иван Толстой, являвшийся придворным часовщиком, доложил, что «механизм означенных часов переделан вновь с должною отчетливостью и по правильному ходу и верности заслуживает полного одобрения».

Мелодия перезвона

Знаменитая мелодия колокольного перезвона курантов, которая отмечает наступление каждого часа и четверти, широко известная по всему миру, специально не сочинялась: она обусловлена исключительно самой конструкцией звонницы Спасской башни.

Механизм кремлёвских часов, конец XIX века unknown, Public Domain

Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Реставрация башни

Одновременно была проведена реставрация самой башни под руководством архитектора Герасимова. Металлические перекрытия, лестницы и постамент к ним были выполнены по рисункам талантливого русского архитектора Константина Тона, создавшего Храм Христа Спасителя.

Мелодия

Вскоре встал вопрос о выборе мелодии для исполнения курантами. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман помогли отобрать шестнадцать самых знакомых москвичам мелодий.

Николай I велел оставить две, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром – Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером – молитву «Коль славен наш Господь в Сионе», обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки».

С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года.

Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна».

В 1913 году к 300-летию дома Романовых провели полномасштабную реставрацию внешнего вида курантов. Компания «Братья Бутеноп» продолжала поддерживать часовой механизм.

Разрушение и реставрация 1918 г

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год.

В 1918 году по указанию В. И. Ленина («Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком») кремлёвские куранты было решено восстановить. Сперва большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но те, оценив масштабы разрушений, запросили 240 тысяч золотом.

После этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс хорошо знал устройство курантов, так как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции.

В условиях обстановки в Советской России 1918 г.

с большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 килограмма, взамен утраченного старого, который был свинцовым и позолоченным, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате.

К июлю 1918 года с помощью сыновей Владимира и Василия Николай Беренс смог запустить куранты. Однако, Беренсы не разбирались в музыкальном устройстве Спасских часов.

Новые мелодии

По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии.

Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места на Красной площади.

Музыкальный барабан курантов kremlin.ru, CC BY-SA 3.0

18 августа 1918 года в «Бюллетене» бюро печати ВЦИК было сообщено, что кремлёвские куранты отремонтированы и теперь они играют революционные гимны. Первым в 6 часов утра звучал «Интернационал», в 9 часов утра и в 15 часов — похоронный марш «Вы жертвою пали…» ( в честь похороненных на Красной площади).

Часовой механизм курантов kremlin.ru, CC BY-SA 3.0

Через некоторое время произвели перенастройку и куранты стали исполнять в 12 часов мелодию «Интернационал», а в 24 часа — «Вы жертвою пали…».

Период трудностей

В 1932 г. был проведён ремонт внешнего облика часов. Был изготовлен новый циферблат — точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовав 28 килограммов золота. Кроме того, в качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Изношенный механизм боя курантов, а также морозы сильно искажали звучание. Об этом ещё в 1850 г. предупреждали братья Бутенопы:

«проволоки, посредством которых должны приводиться в движение колокольные молотки, будучи слишком длинны, качаются; а зимою, от влияния морозов, сокращаются; от чего выражение музыкальных звуков бывает не чисто и неправильно».

Вследствие искажения мелодии уже в 1938 г. куранты замолчали, став отбивать своим перезвоном и боем часы и четверти. В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электро-механический привод, впоследствии демонтированный.

В 1944 году по указанию И. В. Сталина пытались настроить куранты на исполнение уже нового принятого гимна на музыку Александрова. Но работа не увенчалась успехом.

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 г. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей.

С 1974 года работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную. Однако музыкальный механизм курантов так и остался не тронутым реставрацией.

В 1991 г. Пленумом ЦК было принято решение о возобновлении работы кремлёвских курантов, однако выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает трёх колоколов. К этой задаче вернулись в 1995 г. Новым гимном Российской Федерации планировали утвердить «Патриотическую песню» М. И. Глинки.

После 58 лет молчания

В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после традиционного перезвона и отбивания часов после 58 лет молчания вновь заиграли. Однако, за прошедшие годы на звоннице Спасской башни осталось всего 10 колоколов. В отсутствие нескольких колоколов, необходимых для исполнения гимна в дополнение к колоколам установили металлические била.

В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки.

Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 г. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов.

Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 г. Куранты стали исполнять государственный гимн России.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/2350-chasy-na-spasskoj-bashne/

Часы на Спасской башне Кремля — история и фото

Бой часов в Кремле

Куранты на Спасской башне Московского Кремля известны не только в России, но и во всем мире. В своем нынешнем состоянии Кремль появился в конце XV в., до этого на Боровицком холме располагались деревянная, а позже белокаменная постройки.

В XXI в. Кремль – это самый большой действующий замок на территории Европы. Но не менее известны его уникальные башни, среди которых выделяется Спасская из-за величественного внешнего вида и установленных на ее стенах циферблатов.

  • Справка из прошлого
  • Внешний вид
  • История
  • Современный вариант
  • Советское влияние
  • Фотогалерея
  • Другие необычные статьи

Справка из прошлого

Изображение, сделанное в период СССР

Расположена на восточной стене Кремля, по высоте она является почти самой высокой, уступая только Троицкой на 9 метров. Вместе со звездой размер постройки достигает 71 метра, она была сооружена при Иване III.

Ее архитектором является итальянец Антонио Солари. Сперва постройка называлась Фроловской, из-за одноименной церкви, мимо которой проходила единственная дорога к главному проезду. Нынешнее имя появилось позднее, почти через сто лет.

Название было перенесено на ворота от двух икон Спаса (Нерукотворного и Смоленского), повешенных сверху проезда по обе стороны. Однако позже переименовали всю конструкцию. Важно: сохранилась только икона Спас Смоленский, вторая была утеряна при СССР.

Менее чем через четверть века после возведения через ров протянули деревянный мост. После англичанин Галовей достроил верхние этажи и шатровую крышу, которая значительно «вытянула» облик.

В качестве декоративных элементов установили обнаженные скульптуры – впрочем, их почти сразу же прикрыли, сшив специальные кафтаны.

Спустя несколько лет они сильно пострадали при пожаре, их пришлось полностью снимать.

В следующем веке шатер увенчало изображение двуглавого орла – оно сохранилось до периода СССР, периодически обновляясь. Его заменили советской звездой с пятью лучами.

: первоначально звезда была крупной, излишне выделяющейся фигурой, в центре которой выложили золоченое изображение серпа и молота из самоцветов.

Довольно быстро звезду пришлось сменить: первый вариант сильно потускнел из-за осадков, да и размеры оказались излишне большими. Вместо них появились так называемые «рубиновые» звезды, размер которых не достигает и 4 метров.

Они имеют оправу из нержавеющего металла, плоские грани выполнены из двухслойного стекла. Внутри них работают лампы с автономным действием, и стоит система вентиляции. Стоящие на «макушке» звезды — не первые: их уже меняли раньше.

Данная конструкция всегда занимала особое место в жизни москвичей, являлась главной среди своих «сестер». Сквозь ее ворота не въезжали на лошади, а пешие мужчины снимали (позднее это было закреплено указом) шапки, кланялись. Делали это все проходящие, вне зависимости от вероисповедания, иначе их настигало наказание.

Местная легенда подтверждает святость главных врат: когда император Бонапарт проезжал верхом сквозь проход, неожиданный ветер сорвал с него треуголку. При отступлении французы хотели взорвать башню, произошло чудо — фитили были потушены, никакого вреда строению причинено не было.

Через описываемое сооружение к Лобному месту вели преступников для казни, которые молились перед иконами Спаса. Так же сквозь нее следовали цари и императоры по дороге к месту коронации, следовали крестные ходы. Россияне привыкли видеть Спасскую башню во время речи президента, также по ним дают обратный отсчет.

История

Удивительно, но куранты установили еще в XVI в. Уже тогда в Кремле существовала должность часовщика: их служба протекала на Спасских, Троицких и Тайницких воротах, позднее к ним прибавились Никольские.

В начале XVII в., менее, чем через 40 лет службы, первый прибор с Фроловских (на тот момент) ворот был продан монастырю в Ярославле. Уже спустя 24 месяца на их месте появился новый прибор для определения времени. Над ним работали англичанин Галлоуэй (Галовей) и семья русских кузнецов Ждановы и Шумиловы. На первых были установлены 13 колоколов работы Самойлова.

Однако не суждено было простоять долго конструкции: мало проработав, они погибли при пожаре, но были быстро изготовлены заново тем же мастером Галовеем.

В 70-х г. этого же века прибор пережил серьезный ремонт. Теперь он мог проигрывать музыку, диск покрыли лазурью голубого цвета, на него нанесли изображения небесных светил. Вместо привычной подвижной стрелки на самом верху циферблата прикрепили изображение солнца, от которого вниз спускался длинный луч. Сам диск разделили на 17 отсеков, чтобы было удобно обозначать длинный летний день.

Главной особенностью являлся механизм: двигались не стрелки, показывая точное время, а циферблат: восход был первым дневным явлением, закат — последним. Таким образом, диск то двигался по движению стрелки, то против. Чтобы показания не отставали от движения солнца, прибор корректировали каждые 2 недели.

Обратите внимание: по этому поводу английский врач, работавший в столице, описал своему другу Москву и написал, что поступки русских совершенно непонятны – даже в их часах не стрелка бегает за цифрами, а наоборот.

Появлению новых часов мы обязаны Петру Первому

В начале XVIII века Петр I решил преобразить башню на европейский лад и приобрел в Голландии новый прибор. В нем уже был привычный нам циферблат с 12 цифрами. Установкой занимался часовщик Гарнов (Гарно). Но этот механизм оказался крайне ненадежен и постоянно ломался, пока после пожара в 1737 г. не вышел из строя окончательно.

Впрочем, это мало кого расстроило: столица перебралась в Санкт-Петербург, и обустройство затянулось.

Пришлось прождать более четверти века, пока в Грановитой палате не обнаружили часы английской работы – их и установил на башню немец Фатц. Монтаж длился около 3 лет, и в 1770 г.

над Красной площадью куранты проиграли слова немецкой песни «Ах, мой милый Августин» — впервые за все время существования. Спустя несколько дней мелодию сменили на привычную.

Не суждено было простоять долго описываемому прибору. Во время знаменитого московского пожара, случившегося при наступлении Наполеона, он пострадал. Когда их проверил часовщик Лебедев, то продолжительное время потратил на восстановление. После окончания ремонтных работ его наградили.

Современный вариант

Однако они вновь прожили недолго. Когда в середине XIX века их осмотрел специалист, он пришел к плачевному выводу: состояние кремлевских курантов оставляют желать лучшего.

Железные детали истерлись, деревянные лестницы, полы и фундамент скоро осыплется. Сразу же началось создание нового механизма: чертежом занялась датская фирма братьев Бутенопов, завод которых располагался в России. Они уже имели опыт в создании часовых «гигантов»: пару лет назад они установили часовой механизм в дворцовом куполе Кремля.

Полностью обновили, применив особый стойкий сплав, и они стали выглядеть как современный вариант, внутри установили маятник. Мастера заменили циферблат, числа, деления, покрыли их медью и позолотили. Одновременно провели реконструкцию башенной постройки. Работами руководил архитектор Тон.

В это же время сменили мелодию часов. По указу Николая I часы исполняли «Марш Преображенского полка» и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Любопытно, но предложение выбрать гимн страны отверг сам император.

В честь трехсотлетия правящего дома механизм отреставрировали. Все это время за ним следили мастера фирмы братьев Бутеноп.

Советское влияние

В 1917 г., во времена революции, Кремль пострадал от нападения революционеров, снаряд попал в часы. Он повредил стрелки и «внутренности» башни. Ремонт смогли начать не сразу, а только после личного указания Ленина.

Стоимость ремонта, выдвинутая специалистами из фирмы, составила 240 тысяч золотых. Это была слишком большая сумма, и было решено обратиться к столяру, сыну одного из специалистов «Братьев Бутеноп», который участвовал в ремонте ранее.

За музыку отвечал музыкант Черемных: исполняли один раз «Интернационал» и дважды — похоронный марш. Последний являлся памятью всех революционеров, похороненных перед Кремлем на Красной площади. Позднее у похоронного марша «отобрали» одно выступление.

Через несколько лет власти смогли провести косметический ремонт внешне: был обновлен циферблат, стрелки, числа. Похоронный марш убрали вовсе: теперь звучал только «Интернационал». Через несколько лет после ремонта специальная комиссия решила, что музыка записана плохо, и ее необходимо переписать. В 1938 г. механизм потерял «голос» — остался только перезвон.

Первые известия о серьезном износе датируются серединой XIX века: проволоки, тянущиеся от цилиндра к колоколам, постоянно сокращались из-за мороза, что не лучшим образом отражалось на звуке.

Интересный факт: удивительно, но войну кремлевский часовой механизм пережил довольно хорошо: вместе со всеми стенами и пристройками их замаскировали под жилые дома, стремясь обмануть бомбардировщиков. Не сохранилось сведений о каком-либо ущербе, что позволяет предположить, что конструкция и вовсе не пострадала.

Настройка часов на спасской башне

Спустя почти 30 лет механизм остановили еще раз — уже на довольно значительный срок. Его разобрали, собрали заново, заменив все подтертые кусочки, и вмонтировали автоматическую систему смазывания. Но механизм по-прежнему молчал.

В 91 г. ХХ века было решено вернуть часам «голос», но выяснилось, что это невозможно: несколько колоколов были утеряны. Их заменили на била в 95 г.

Мелодия заиграла вновь в 97 г. ХХ в.: на этот раз по два раза исполняли «Патриотическую песню» и «Славься» из оперы «Жизнь за царя». К этому времени молчание длилось почти 60 лет.

Последняя глобальная реставрация затронула 1999 г.: обновили внешнюю позолоту, верхним ярусам вернули их исторический облик, тщательно отрегулировали работу курантов. Появилась и новая мелодия – гимн России, утвержденный в то же время.

Спасские куранты считаются одной из главных достопримечательностей Москвы и всей России. Прожив более 4 веков и частых реконструкций, они все еще прекрасно работают. Их легко найти на многих фото с достопримечательностями столицы и сувенирах, прочитать краткую информацию можно в Википедии.

Как устроены куранты на Спасской башне, смотрите интересную информацию в следующем видео:

Другие необычные статьи

Источник: https://101mesto.com/arhitektura/chasy-na-spasskoj-bashne-kremlya.html

Кремлевские куранты (часы на Спасской башне Кремля)

Бой часов в Кремле

Кремлевские куранты (часы на Спасской башне), которые установлены на Спасской башне московского Кремля, — наверняка, самые известные башенные часы в Российской Федерации (России).

История Кремлевских курантов

История башенных часов в городе Москве относит нас в далекий 1404 год, когда на территории усадьбы сына князя Дмитрия Донского — Василия — их впервые и установили. Сам двор великого князя располагался недалеко от Благовещенского собора Кремля.

Эти куранты изготовил сербский церковнослужитель — монах Лазарь. Механическое устройство в виде фигуры человека отбивало удары в колокол ежечасно.

Когда появились часы с курантами на Спасской башне, точно неизвестно. Саму башню выстроили к 1491 году под руководством зодчего Пьеро Солари. Произошло это во время правления государя Ивана III.

Первое документальное свидетельство о наличии часов на башне относится к 1585 году: там упоминались некие мастера-часовщики, которые помимо Спасских часов, обслуживали такие же механизмы на Тайницкой и Троицкой башнях.

Описания хронометров нет, а вот вес часов со Спасской башни составлял порядка 960 килограмм, что следует из купчей, датированной уже 1624 годом (в ней указано о продаже часов Спасскому монастырю из ярославских земель за 48 рублей).

Для изготовления нового часового механизма был приглашен часовых дел мастер, английский механик Христофор Галовей. Ему в помощники определили местных кузнецов — мастера Ждана с сыном и внуком, которых звали Шумило Жданов и Алексей Шумилов. 13 колоколов для курантов отлил Кирилл Самойлов — мастер-литейщик. 

У новых часов отсутствовали стрелки, роль которых отводилась вращающемуся циферблату, который был разделен на 17 частей.

Сам циферблат весом за 400 килограмм был сбит из деревянных досок и выкрашен в небесно-голубые цвета. На нем располагались часовые деления, которые были обозначены славянскими буквами. Для украшения, по полю, добавили жестяные звезды светлого оттенка.

Над циферблатом — нарисованные золотом луна и солнце. Неподвижно закрепленная стрелка как бы исходила из луча последнего светила.

Непосредственно звон курантов на Спасской башне находился еще выше — в устроенном восьмерике. 

Как же куранты показывали время и отбивали звон?

Такой странный циферблат, оказывается, обозначал ход дневного и ночного времени, т.е. в дни летнего солнцестояния его заводили на семнадцать дневных и семь ночных часов. Как это происходило?

Первый резкий удар звучал в момент, когда первый солнечный луч падал на стены Спасской башни. Точно такой же удар возвещал о завершении дня.

Каждый час отбивался специальный звон: первый час — один удар, второй — два, и так до максимально возможного количества числом 17. После этого на башню поднимался часовщик и переводил циферблат на 7 ночных часов.

Таким образом, следящему за временем приходилось дважды подниматься на высоту.

Каждые 16 дней проводилась коррекция количества дневных и ночных часов, которые в сумме составляли привычную нам цифру — 24.

Часы на Спасской башне Кремля вызывали восторг не только у россиян, но даже у прибывавших в Москву иностранцев. Современники так писали об этом диве:

… чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен … более чем на 10 верст.

В 1626 году часы на башне сгорели, но уже через два года были восстановлены всё тем же Галовеем, чтобы прослужить вплоть до конца семнадцатого столетия.

Новый хронометр появился при Петре Первом, который приказал разрушить однострелочные старомодные часы, а вместо них установить новые с 12-часовым циферблатом. Механизм с часами и музыкой, который купил за 42 тысячи ефимков в голландском Амстердаме сам государь, доставили в Москву тридцатью подводами.

Устанавливать куранты пригласили Якима Горнеля — иноземного часовщика. Он вместе с девятью русскими мастеровыми в течении 20 дней собирал и отлаживал часовой механизм. И наконец, в 9 часов утра 9 декабря 1706 года собравшиеся у башни люди услышали первый звон.

Куранты на Спасской башне отбивали, как часы, так и четверти. В определенное время играла мелодия, которую воспроизводили 33 музыкальных колокола. К сожалению, мотив того колокольного проигрыша не известен.

Петровские часы прослужили до 1737 года, пока не сгорели в огне. Столица тогда была уже в Петербурге, и чинить московские куранты попросту не спешили.

В 1763 году в одном из помещений Грановитой палаты нашлись произведенные в Англии большие курантовые часы.

Монтировать их на Спасскую башню начали лишь в 1767 году, для чего из Германии выписали мастера-часовщика Фатца (Фаца). Вместе с русским мастеровым Иваном Полянским он запустил их лишь через три года — в 1770 году.

Музыка курантов была несколько легкомысленна и представляла собой отрывок из немецкой песенки «Ах, мой милый Августин».

Пожар 1812 года вывел часы из строя. Обследование механизма поручили Якову Лебедеву, который в феврале месяце 1813 года сообщил о его значительных разрушениях и предложил свои услуги по восстановлению. Разрешение было получено, но, предварительно, с мастера-часовщика взяли расписку, что он не повредит устройство окончательно.

Прошло два года и куранты на Спасской башне вновь зазвучали, за что Лебедеву было присвоено почетное и высокое звание «Мастер Спасских часов».

Нынешние Кремлевские куранты установили в период с 1851 по 1852 годы. Механизм изготовили голландцы — братья Бутеноп, чьи мастерские располагались на Мясницкой улице, 43. Для благозвучия звона и более точного воспроизведения мелодии, к имевшейся уже звоннице добавили 24 колокола, которые демонтировали с Троицкой и Боровицкой кремлевских башен.

Первой мелодией новых часов должен был стать гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!», но император Николай I не дал на это своего соизволения, сказав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». Пришлось на игральный вал записать две мелодии — «Марш Преображенского полка» (звучал в 6 и 12 часов) и «Коль славен наш господь в Сионе» (3 и 9 часов), которые не менялись вплоть до 1917 года.

Установка часового механизма братьев Бутеноп потребовала проведения некоторых реставрационных и ремонтных работ, которыми руководил архитектор Петр Александрович Герасимов. Постамент к часам, перекрытия и лестницы изготовили по рисункам архитектора Константина Тона.

Часы на Спасской башне после Октябрьской революции

2 ноября 1917 года во время обстрела московского Кремля из артиллерийских орудий, снаряд угодил прямо в циферблат, при этом перебив одну из стрелок и разрушив механизм их вращения. Часы стали!

Восстановительные работы начались лишь в августе 1918 по личному указанию Ленина. Сначала обратились в часовые фирмы Рогинского и Буре, но отказались от их услуг из-за неподъемной цены. За работу решил взяться Николай Беренс, который работал в Кремле слесарем. Он знал этот механизм, так как его отец работал мастером у братьев Бутеноп и передал сыну свои знания.

Беренс приступил к работе вместе с художником Михаилом Михайловичем Черемных, который занялся новой партитурой для боя курантов. С большим трудом был изготовлен полутораметровый  маятник весом в 32 килограмма, взамен поврежденного, изготовленного из свинца с нанесенной позолотой.

В сентябре 1918 часы на Спасской башне вновь запустили. В перезвоне курантов зазвучали «Интернационал» (в полдень) и «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (в полночь).

В 1932 году провели очередную реконструкцию: отремонтировали часы; заменили циферблат; цифры, обод, а также стрелки покрыли позолотой, израсходовав, в общей сложности, 28 килограммов благородного металла. В качестве звона оставили только фрагмент «Интернационала», который звучал и 12, и в 24 часа.

С 1938 года мелодия курантов прекратила звучать, оставили лишь ежечасный и четвертной короткий перезвон. Такое решение приняла специальная комиссия, которая признала звучание неудовлетворительным из-за изношенности механизма.

В 1941 году «Интернационал» вновь проигрывался на Спасской башне при помощи специального электро-механического привода. Правда, просуществовал он совсем недолго.

В 1944 году Сталин приказал настроить куранты и в качестве перезвона установить музыку нового гимна Советского Союза, автором которого был Александр Васильевич Александров. Работа не заладилась, и куранты Спасской башни Кремля замолчали на долгие годы.

В 1974 году провели крупную реставрацию с остановкой часов на 100 дней. Тогда разобрали и отреставрировали весь часовой механизм, заменили изношенные детали, смонтировали систему автосмазки, но куранты так и не зазвучали — до них руки просто не дошли.

В 1991 году приняли решение на Пленуме ЦК КПСС о восстановлении кремлевских курантов, но вопрос встал из-за нехватки 3 колоколов, необходимых для воспроизведения гимна СССР.

К вопросу вернулись в 1995 году, но Союз уже распался, а гимном новой России стала «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки.

В 1996 году, в день инаугурации Бориса Николаевича Ельцина, после 58-летнего молчания, куранты вновь зазвучали. Недостающие для тона колокола заменили металлические била. Теперь в полночь и полдень исполнялся гимн, а каждую четверть — фрагмент оперы «Жизнь за царя» все того же композитора Глинки.

Последняя на сегодняшний день реставрация пришлась на 1999 год. Помимо восстановительных работ был изменен звон с прежнего гимна на новый, утвержденный 8 декабря 2000 года.

Интересные факты о кремлевских курантах

И напоследок, несколько слов об устройстве механизма часов и курантов на Спасской башне Кремля.

  • Общий вес — 25 тонн.
  • В приводе часового механизма используются три разновесные гири от 160 до 224 килограмм.
  • 32-килограммовый маятник длиной 1,5 метра обеспечивает точность хода часов.
  • Диаметр четырех циферблатов, расположенных с четырех сторон башни, равен 6, 12 метров.
  • Длина минутной и часовой стрелок — 3,27 и 2,97 метров, соответственно.
  • Высота цифр — 72 сантиметра.

Механизмы хода, боя четвертей и боя часов расположены на отдельных уровнях с 7 по 9 этажи. Над ними, на открытой площадке, защищенной высоким шатром, расположены 9 колоколов для отбоя четверти и большой колокол для отбоя часов. Кстати, часовой отлит еще в середине восемнадцатого столетия мастером Семеном Можжухиным.

Колокола, из-за разности размеров, могут издавать звуки в диапазоне от низкого баса до дисканта. Вес — от 320 до 2160 килограммов. В ансамбле курантов сохранились колокола, относящиеся и к 1702, и к 1628 году, отлитые в Амстердаме.

Часы на Спасской башне (кремлевские куранты) заводят дважды в сутки — в полдень и в полночь. Для этих целей используются три электромотора — отдельно для каждого из механизмов (систему внедрили еще в 1937 году). Перевод стрелок производится только вручную.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Источник: https://ProgulkiPoMoskve.ru/publ/dostoprimechatelnosti_moskvy/kremlevskie_kuranty_chasy_na_spasskoj_bashne_kremlja/47-1-0-1323

Какие суеверия связаны с Кремлёвским курантами

Бой часов в Кремле

Для большинства россиян встреча Нового года непременно ассоциируется с боем Кремлевских курантов – главных часов страны, установленных на Спасской башне. В истории нашей страны они играют, пожалуй, особую, сакральную роль. Неудивительно, что с курантами связаны различные приметы и суеверия.

От князя Василия до Октябрьской революции

Первые башенные часы в Кремле появились в XIV веке, при Великом князе Василии I. Они представляли собой сложный механизм и состояли из человеческой фигуры, железного молота и колокола.

Каждый час «человек» отбивал время, ударяя в колокол… В 1491 году, когда вместо белокаменного возводили кирпичный Кремль, на Фроловской (впоследствии Спасской) башне были установлены первые «классические» куранты.

Хронометры на Спасской башне заменяли еще неоднократно: при царе Михаиле Федоровиче, Петре I, Екатерине II…

Октябрьская революция, разумеется, внесла свои коррективы. Во время штурма Кремля рабочий механизм курантов был поврежден артиллерийским снарядом. У часов переломилась стрелка.

Починку поручили опытному слесарю Николаю Беренсу… К июлю 1918 года часы удалось исправить.

Правда, теперь в 12 часов дня они в соответствии с веяниями времени исполняли «Интернационал», а в полночь — «Вы жертвою пали в борьбе роковой…»

Если часы не играют…

По примете, часы останавливаются, когда человек умирает. А если речь идет о целом государстве?

В 1932 году по указанию Сталина для кремлевских курантов был изготовлен новый циферблат, который представлял собой точную копию старого. Мелодию оставили одну — «Интернационал». Правда, шесть лет спустя и он перестал звучать: музыкальный механизм был признан изношенным. Шел как раз 1938-й год, разгар репрессий…

В последний раз в советскую эпоху реконструкция курантов проводилась в 1974 году специалистами из НИИ часовой промышленности. Часы были остановлены на 100 дней. За это время удалось полностью разобрать механизм и заменить изношенные детали. Также отныне куранты стали управляться электронным, а не ручным способом. Но музыки они больше не играли.

https://www.youtube.com/watch?v=XrHdcsVSWws

В следующий раз часы исполнили музыкальную мелодию лишь в 1996 году, на инаугурации первого президента России Бориса Ельцина, избранного на второй срок.

В полдень и в полночь отныне звучала «Патриотическая песня», с 1993 по 2000 год являвшаяся официальным гимном страны, а в три и девять часов – ария «Славься» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Начиная с 1999 года кремлевские куранты стали исполнять новый, официально утвержденный гимн России… История, похоже, начала новый виток…

Говорят, если куранты на башне Кремля начнут бить в неурочное время, быть беде. Но пока вроде такого не случалось. Зато существует много других примет и поверий, которыми могут «пользоваться» простые смертные.

Если слышишь бой курантов – загадывай желание

Если вы очутились на Красной площади в тот момент, когда на Спасской башне бьют куранты – вам крупно повезло. Главное – успеть еще до того как бой часов закончится, загадать самое заветное желание – и тогда оно непременно сбудется.

Желания, загаданные под бой курантов в новогоднюю ночь, обязательно исполнятся

Для этого совсем не обязательно ехать на Красную площадь. Достаточно сидеть за праздничным столом у телевизора.

Например, рекомендуется с первым ударом курантов взять салфетку и написать на ней желание. Причем оно должно быть только одно. И еще – нельзя никому показывать, что именно вы написали.

Далее нужно оторвать клочок салфетки с записью, сунуть в рот и проглотить, запив шампанским. Причем вы должны ухитриться успеть все это проделать до того как куранты пробьют последний, двенадцатый раз.

После этого вы никому не должны рассказывать, что именно загадали, иначе желание не сбудется.

Еще вариант – заранее приготовить бумажки с написанными на них желаниями. Лучше, если их будет три. Сжечь бумажки на свечке, а пепел положить в бокал с шампанским и выпить, пока бьют куранты. Опять же – никто не должен знать, что вы там загадали!

Если неохота возиться с бумажками и салфетками, можно просто загадать желание с первым ударом курантов, но не произносить вслух, а просто залпом выпить шампанского, думая о своем желании.

Если вы мечтаете о финансовом достатке, после первого удара курантов зажмите в левой руке монетку и загадайте, чтобы в Новом году у вас всегда были деньги. После этого киньте монетку в бокал с шампанским и выпейте его. Монету можно положить в кошелек, но в течение года ее нельзя тратить. Лучше всего просверлить ее, надеть на цепочку и носить на шее как кулон.

Если вас больше волнуют отношения с любимым человеком, то вам стоит поцеловаться с ним под бой курантов. Тогда вы весь год не расстанетесь.

Если вас тревожит здоровье, при первом ударе курантов покройте голову и плечи платком, а с последним ударом снимите его. В Новом году болезни должны уйти. Правда, этот ритуал больше подходит представительницам прекрасного пола.

Еще есть такая примета: кто чихнет под бой новогодних курантов, тот весь год будет счастливым.

Новый год наступает еще до первого удара курантов

Многие думают, что Новый год начинается, когда куранты пробьют 12 раз. Однако это всего лишь заблуждение. Возникло оно еще в советскую эпоху, когда люди больше слушали радио, чем смотрели телевизор. Когда по радио передавали сигналы точного времени, последний из них соответствовал началу нового часа.

Но с курантами все не так. Перед тем как они начинают бить, раздается колокольный перезвон. Вот он-то и знаменует начало нового часа, суток или года. Так что чокаться можно уже с первым ударом.

Источник: https://suharewa.ru/kakie-sueveriya-svyazany-s-kremlyovskim-kurantami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть