Грампластинка

Как разобраться с

Грампластинка

Процесс коллекционирования пластинок (проще говоря, «винила») уверенно набирает обороты. Если раньше меломаны со стажем снисходительно поглядывали на молодняк, поддавшийся моде и сметающий с полок все подряд, не обращая внимания на лейблы, годы выпуска, а часто и состояние той или иной пластики, то теперь гордый снобизм «старших товарищей» сменился откровенным испугом.

Активная молодежь, владеющая английским, в состоянии не просто разыскивать нужные диски в интернете, но и ездить за ними напрямую в Европу, налаживать контакты и (о, ужас!) забираться в самую заветную область – продажу дисков населению. В профильных группах в соцсетях «ветераны движения» огрызаются, скалятся и гнут пальцы, но процесс отлично идет и без них.

m24.ru/Лидия Широнина

Интерес к винилу растет. И найти сейчас первые издания многих пластинок «классики» рока и редких лейблов не так-то просто. Существует легкая опасность быть обманутыми не просто плохо одетым дядей-спекулянтом из времен СССР, а хорошо подготовленным менеджером.

Своими советами о том, как увереннее чувствовать себя в мире винила, делится коллекционер и управляющий магазина «Грамзапись» Иван П.

m24.ru/Лидия Широнина

Билет на «винил»

К винилу я пришел в середине 80-х, когда еще проживал в Восточной Сибири. Мой папа – научный работник, познакомил меня с одним из своих бывших студентов.

Вероятно, решив, что если уж ребенок заинтересовался какими-то «хевиметалами», то пусть имеет дело с нормальными людьми, а не с неизвестно какими грамотеями в лесах и подворотнях.

Этот бывший студент (спасибо ему!), привел меня к важным людям и сказал, что я сын серьезного человека, и что сам я уже очень серьезный, и что мне можно доверять пластинки. Каждая из них стоила как средняя зарплата. Вскоре я уже активно слушал и переписывал.

m24.ru/Лидия Широнина

Авиабилеты тогда были недорогие и мы летали за пластинками в Москву, в Горький (Нижний Новгород), в Питер, в Прибалтику. В 1991 общественно-политическая формация в стране сменилась: всем разрешили открывать лавки. Старшее поколение понаоткрывало лавок, продающих пластинки, и я во всем этом деятельно участвовал.

В период почти полной потери интереса народа к «винилу» (с 1994 до начала 2000-х) продавать пластинки было почти невозможно. Я это детское впечатление до сих пор в себе не изжил. Наверное, уже и не стоит стараться. Тем более, что пластинок стало много. И купить их можно легко.

Во всяком случае, авиабилет для этого, как правило, не нужен.

Пластинка, зачем вернулись ты?

Во-первых, живо еще на планете большое количество людей, которые помнят «виниловый» (LP) формат с тех пор, когда он был основным. А детско-юношеские впечатления самые прочные. Во-вторых, виниловая пластинка – это более осязаемый предмет, нежели компакт-диск (CD).

Как бы ни старались художники и дизайнеры что-то туда напихать, все равно смотреться не будет. В-третьих, то, что выходило на LP, в варианте CD, на мой взгляд, звучит как кастрюля на марше голодных пенсионеров.

Все превращается в какую-то очень простенькую и не особенно живую музыку.

m24.ru/Лидия Широнина

«Винил» – стариковский прикол?

Все больше молодежи покупает пластинки. Парни и девчонки смотрят, как взрослые дяди (некоторые даже прилично выглядящие) неистово носятся с этими пластинками. Как бы младшее поколение ни демонстрировало свою независимость, в качестве примера они будут использовать опыт старшего. Не могут же они получить какой-то интересный пример с Луны или с Марса.

Новоделы и первопрессы

Лично я к переизданиям («новоделам») отношусь спокойно, то есть равнодушно. При этом нельзя отрицать тот факт, что за последние 15 лет вышла куча новых альбомов, и если эта музыка вызывает интерес в «виниловом» варианте, значит, надо покупать эти пластинки. Определенный контингент людей не подозревают о существовании оборота старых оригинальных пластинок.

Распространенная реакция на «оригинал» 60-х: «А она, что, старая?» Предполагается, что там все исцарапано, на ней ровным слоем лежат тараканы, мухи, и прочий септический криминал.

Но за последние пять-семь лет, как только пошел более или менее массовый интерес к старым пластинкам, с рынка просто вымылись все более-менее интересные наименования из числа тех, которые еще вчера валялись на каждом углу за копейки.

m24.ru/Лидия Широнина

Новоделы делятся на два вида. В первом случае на завод засылается файл, записанный с СD, и на выходе мы имеем закатанный на черную пластмассу компакт-диск, немного облагороженный черной пластмассой.

Во втором – неторопливые профессионалы находят где-то катушку с исходной записью, перегоняют на матрицу и с нее печатают пластинки, которые могут быть не хуже оригинальных. Если человек слушал Led Zeppelin в 1969 году, он наверняка найдет «10 отличий» и будет плеваться.

Если человек родился в 1989 году и желает ознакомиться с творчеством этого коллектива, то такой диск для него – отличный выбор. Та как самый первый оригинал 1969 года большинству из них будет просто недоступен по цене.

В 70-80-х пластинок популярных в то время исполнителей было выпущено огромное количество и можно предположить, что они не закончатся никогда.

От себя скажу: если человек всерьез полюбил пластинки и собирается достаточно долго жить на планете Земля, то правильнее всего обратить внимание на издания начала 90-х годов.

Это относится к музыке любых жанров. Не важно, что это – классика, джаз, рок, поп, металл, панк.

Заблуждение: электронная музыка – цифровая и ее можно собирать даже на CD

Если это пластинка начала 90-х, то до того, как она была переведена «в цифру», она все равно попала в руки людей, которые работали еще на старых, не демонтированных заводах, которые функционировали с 60-х годов.

А некоторые даже с конца XIX века, выпускавшие еще патефонные пластинки. Весь цифровой материал все равно проходил все стадии и манипуляции, через которые проходили аналоговые издания.

Отдельные заводы могли просуществовать до конца 90-х годов, хотя на них выпускали всякую виниловую диджейскую ерунду.

m24.ru/Лидия Широнина

Новые заводы были запущены в середине 2000-х. Например, в студии Кельна (ЕMI Electrola) работают специалисты, которым по 80 лет, и они по оговоренной цене сделают из принесенной катушки матрицу такую же пластинку, которую делали в 60-70-х годах. Так что не исключено, что новые пластинки хороши ровно до тех пор, пока в процессе их изготовления участвует старшее поколение.

Что дарить, чтобы крутить

Мы всегда спрашиваем, насколько человек, которому предназначается подарок, искушен в пластинках. Девочка 15-ти лет будет счастлива любой пластинке от The Velvet Underground «с бананом на обложке» до Робби Уильямса.

Если это дядя почтенного возраста, скорее всего, он уже обременен довольно большим количеством пластинок, и абы какие ему не нужны.

Условно, если дядя любит Рея Чарльза, то он хочет, чтобы Рей Чарльз был выпущен на фирме Atlantic, причем «пятак» должен быть трехцветным.

m24.ru/Лидия Широнина

Есть определенная категория людей, которые спрашивают: «Black Sabbath «спиральный» есть? Нет? До свидания».

Некий контингент людей коллекционирует пластинки лейбла Vertigo Records, на яблоках которых изображена большая черно-белая спираль, в народе называемая «спираль» или «сверло».

Пластинки без «сверла» этот контингент людей считает пластинками для унтерменшей. Но это, как правило, люди почтенного возраста. Очень глубоко закопавшиеся и продолжающие закапываться еще глубже. С ними, пожалуй, сложно.

Подход к снаряду

Практически любой альбом сейчас можно послушать в интернете. Если вы подходите к вопросу всерьез, изучите на специализированном сайте лейблы и каталожные номера.

В специализированных «виниловых» магазинах есть как действительно редкие, старинные, первые издания, которые стоят каких-то заметных денег, так и самые обыкновенные и недорогие пластинки, вполне пригодные для того, чтобы их просто слушать и радоваться.

m24.ru/Лидия Широнина

Этика и психология «виниловой» жизни

Раньше покупатель не считал продавца сильно глупее себя. Теперь же, как правило, покупатель мнит себя уникальнейшей личностью. Разумеется, это всего лишь иллюзия, но никто не хочет, чтобы его в ней разубеждали.

Чем младше покупатель, тем он больше уверен в своих энциклопедических познаниях.

Чем покупатель старше, тем более он склонен к диалогу и к тому, чтобы узнать что-то новое, так как уже собрал свои 7000 «обязательных» пластинок и нуждается в новой информации.

Продавец – барыга или советчик

Старая школа «винилового ритейла» любила представлять покупателю рассыпающиеся в руках пластинки, как «муха не сидела». Сейчас этого почти нет, но если вы не знакомы с продавцом, то наиболее естественным жестом будет вытащить пластинку из конверта и посмотреть, как она себя чувствует.

Не стоит делать большой трагедии из поверхностных царапин и из загрязнения. Если пластинка грязная, но она вам нужна и цена вас устраивает, вы вполне ее можете помыть: на специальной мойке в каком-нибудь магазине, в домашних условиях на ручной машинке для мойки пластинок.

Или просто стереть пыль влажной салфеткой.

m24.ru/Лидия Широнина

Если на пластинке есть глубокие царапины или дорожка изъезжена и пластинка из черной постепенно становится серой – спасти ее уже никак не получится. Истории о том, что существуют какие-то пластинки с переклеенными «пятаками», с какими-то подрисованными шариковой или чернильной ручкой надписями – ушли в разряд легенд.

Сейчас, когда речь идет о пластинках, которые стоят 5 – 10 тысяч евро, продавец прекрасно понимает, что если что-то будет не так, ему просто оторвут голову. Существуют и подделки, которые продаются так же, как в переходах часы Vecheron Constantin по 800 рублей.

Они выглядят как настоящие издания, но продавцы их происхождение и ценность не скрывают.

Пластинки этого лейбла – знак серьезной коллекции

Из выпускающих лейблов, которые воспринимаются как легендарные – это Vertigo, Island, Brain, Harvest, Charisma, ECM, Blue Note.

Понятно, что собрать все пластинки гигантов вроде Columbia, Sony, RCA, Virgin, EMI или Atlantic просто невозможно в силу того, что само складирование займет очень много квадратных метров.

Более локальные лейблы (Noise, Under One Flag, Steamhammer, Earache, Factory, 4AD, Beggars Banquet, Ohr, Plane) – предмет коллекционирования. Кроме того, ухищрения продавцов пластинок по всему миру ведут к тому, что каждый год рождаются «новые» жанры.

То есть старые записи 50-80-х годов называют как-то по-новому, и они превращаются в отдельный стиль. Например, как это было с «итало-диско». Раньше было просто диско (в том числе и диско, исполняемое итальянцами), а теперь появились продавцы и собиратели старого «итало-диско».

m24.ru/Лидия Широнина

Культурные ценности на виниловых редкостях

Есть коллекционеры, собирающие одного исполнителя в разных аранжировках, изданиях и прочтениях. Исполнение песен Владимира Высоцкого шведскими или финскими исполнителями у них на Родине, мягко говоря, никем не востребовано, а в России его имя – однозначно культовое.

Наш человек собравший все записи Высоцкого на общеизвестных пластинках, начинает собирать, где есть хотя бы три секунды звучания голоса Владимира Семеновича или что-то связанное с его именем.

Это значит, что коллекционер уже «на крючке»! На самом деле смешно, когда знаешь брутальное исполнение Высоцким «Охоты на волков» и понимаешь, о чем он поет, а потом слушаешь, как смешные шведские тетеньки, не представлющие «волков», о которых идет речь, перепевают эту песню.

«Виниловое» разумное, доброе, вечное

Основной предмет спроса на виниле – пластинки Pink Floyd. Если бы этой группы не существовало, продавцам в России жить было бы гораздо сложне. Молодежь на удивление активна в покупке пластинок «ветеранов» вроде Black Sabbath и Deep Purple.

Казалось бы, что девочки и мальчики 14 – 16 лет находят в Deep Purple? Тем не менее, они их покупают регулярно.

Дальше идут, естественно, Beatles и Rolling Stones, а потом Боб Дилан, Эрик Клэптон, Doors, Queen, Джимми Хендрикс, Дэвид Боуи, Nazareth, Sweet, Slade, Who, Kinks, Troggs, Джоан Баэз, Джэнис Джоплин, Genesis, Jefferson Airplane, Motorhead, Kiss.

Потом 80-е и 90-е – Accept, Scorpions, Metallica, Judas Priest, Iron Maiden, R.E.M., The Clash, Ramones, Talking Heads, Blondie, The Cure, Joy Division, Nirvana, Pearl Jam, Sonic Youth, Prodigy, Moby…

Нечасто попадаются молодые люди, которые спрашивают что-то не из перечисленного. Но все же есть из них те, которые копают глубже. Они не визжат и не делают селфи рядом с пластинками, а спрашивают альбомы Dead Can Dance, Clock DVA, Impulse To Manslaughter. Или, например, Tangerine Dream, Клауса Шульца, Шнитке и одновременно Рика Астли и Эролла Гарнера.

m24.ru/Лидия Широнина

Очень серьезные люди – почитатели «тяжелой» музыки. Как правило, металлисты – люди прожорливые, и один человек, даже не считая себя мегаколлекционером, может любить и уважать сотни коллективов и неустанно их приобретать по мере своих финансовых возможностей.

Доходит и до драк за какую-нибудь особую редкость вроде альбомов Exumer (Possessed By Fire), Accept (Objection Overruled) или Artillery (By Inheritance). Особенный ажиотаж наблюдается перед концертами. Если в Москву приезжает, например, Доро Пеш, это значит, что за две недели до выступления каждый день будут забегать люди и спрашивать Дору или ее бывшую группу Warlock.

После чего скупят все, потому что прийти на концерт и попробовать взять автограф «на виниле» считается очень крутым.

Последняя «дорожка» второй стороны

Коллекционирование пластинок – это вам не коллекционирование календариков, почтовых марок, пивных этикеток и крышечек. На пластинках записана музыка, которая всегда имела сакральный характер и считалась даром богов. Кто может сказать, что пивные крышечки или модельки автомобилей – дар богов?

Тоp-3 магазинов пластинок для начинающих всерьез

1. «Грамзапись/ Новое Искусство», ул. Бутырская, 5. Классика рока 60 – 70-х, «новоделы», подарочные издания.

2. «Галерея Музыки», ул. Лесная,1. Редкие издания классики рока, джаза, соула, фанка, «новоделы», пластинки по сниженным ценам.

3. DIG, ул. Яузская, 5. В помещении клуба «Дич». Рок, панк, новая волна, классика рока.

Источник: https://www.m24.ru/articles/kultura/10032017/132517

Забытые форматы: гибкие грампластинки [перевод]

Грампластинка

Флекси-диски продавались десятками миллионов и практически исчезли к 90-м. Но, как это часто бывает у носителя со спиральной дорожкой, его судьба лишь встала на паузу в 15 лет…

История гибких пластинок началась в 50-х, с «музыкальных открыток», которым впрессовывались звуковые дорожки. Играли они ужасно до тех пор, пока в 1962 году американская компания Eva-Tone не усовершенствовала технологию, которую назвала «Звуковой альбом» (Soundsheet, англ.). Вот после этого события и возник тот самый гибкий диск, который все мы знаем.

Флекси-диск с записью Леонарда Коэна

«Звуковой альбом» Eva-Tone, несомненно, звучал лучше, чем предыдущие версии на картоне. И поскольку здесь использовалась лишь часть виниловой массы, они обходились намного дешевле в производстве, хранении и транспортировке, чем обычные пластинки.

Часто в производстве гранулированный винил заменялся поливинилхлоридом, что делало его еще дешевле. Такие носители были действительно гибкими, чтобы без опасений вкладывать их в печатную рассылку. Кроме того, флекси оказались прочными в отличие от хрупких шеллаков на 78 оборотов, которые при падении на пол легко разлетались на кусочки.

Даже крепкие «сорокопятки» были менее устойчивы к подобным повреждениям, чем гибкие диски.

Один неприятный момент

При всех преимуществах, как и с «музыкальными открытками», у дисков Eva-Tone всегда существовал ряд недостатков эксплуатации.

Во-первых, 12-дюймовые или даже 10-дюймовые винилы были жесткими и тяжелыми, а флекси — совсем легкими, от 4,5 до 6,5 граммов. Это было даже легче собственных обложек, которые весили более 9 г.

Сравните это с весом 40 г типичного винилового сингла или 200 г шеллака на 78 об/мин, и вы увидите, какая получалась экономия на материале.

Итого часто выходило, что тяжелые картриджи буквально тормозили вращение такого диска.

В обычных условиях было всего два выхода: или воспроизводить флекси поверх обычного винилового сингла, или разместить пару монет где-то рядом с центром диска.

Более поздние тиражи гибких пластинок содержали выделенный круг для размещения монеты. Иногда вам приходилось даже одновременно пытаться использовать оба трюка, чтобы услышать наконец музыку.

Были и две другие неразрешимые проблемы с этой новой сверхтонкой пластинкой. Хотя для не самых требовательных слушателей качество звука было ок, но только первые несколько раз. У флекси никогда не было полного частотного диапазона «сорокопяток» или магнитной ленты. О профессиональном использовании гибких дисков, скажем, на радиостанции не могло быть и речи.

Другим раздражающим фактором была недолговечность флекси. Со временем канавки шумели громче, мягкая поверхность быстро покрывалась царапинами, поэтому заедания и прыжки иглы становились проблемой для любого гибкого диска, который отыграл несколько раз.

Главные события гибкого диска

По всем вышеприведенным причинам использование формата Soundsheet быстро сосредоточилось на трех основных каналах: промозаписи, музыке для детей и бонус-приложении к журналам, преимущественно музыкальной направленности.

Типичная история, когда The Beatles разослали гибкие диски по своему фан-клубу в 1964 году; ниже приведена потешная мелодия и некоторые личные сообщения для их поклонников.

The Fab Four сделала это снова в 1967 году, хотя исполнение было менее шутливым, но на этот раз там была хотя бы песня.

Год спустя Ричард Никсон выиграл выборы 1968 года в США после хорошо финансируемой кампании, которая использовала Soundsheet в своих рекламных материалах. Более миллиона копий с речью кандидата были разосланы избирателям в ключевых штатах, отмеченных «Nixon’s The One!».

Обратите внимание на эту промопластинку начала 1970-х годов. На самом деле она представляет собой квадратный лист, более подходящий для оригинального названия формата Soundsheet — формы, которой большинство американских прессов придерживалось до самого конца. На американском рынке термин «Soundsheet» (звуковой альбом) всегда оставался более популярным, чем «гибкий диск».

В Великобритании компании, занимающиеся печатью винила, к примеру, Lyntone лицензировали усовершенствованный технический процесс Eva-tone и избрали более наглядное название «flexi disc», чтобы усилить связь с виниловыми пластинками. Оригинальное американское название вносило путаницу с другим термином «sheet music» (ноты). Профи уже тошнило до смерти от старой шутки в музыкальном зале: «Do you sheet music? No, I just the good stuff».

«Звуковые открытки», которые выпускала фирма Lyntone. бороздки наносились на пластиковую пленку, в которую была заламинирована открытка

Формат тонкого диска очень выручил Дэвида Боуи, когда его «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» стал одним из самых раскупаемых альбомов лета 1972 года.

Лейбл RCA Records не мог удовлетворить растущий спрос и все еще не верил в долгосрочный успех альбома. Руководство опасалось, что тинейджеры не станут ждать неделю или две и купят в виниловом магазине что-нибудь еще.

Поэтому RCA использовали для допечатки «Ziggy Stardust» так называемые пластинки DynaFlex.

Этот ультратонкий виниловый носитель превосходил флекси, но весил на 25% меньше, чем обычная пластинка. RCA Records добились успеха: «Ziggy Stardust» остался в чартах альбомов и вскоре практически везде занял первое место, а Боуи стал настоящей звездой.

Тем не менее некоторых виниловых специалистов эта идея возмущала.

Из-за нефтяного кризиса 1973 года и роста цен на виниловое сырье диски подобного рода стали способом для лейблов экономить деньги, уменьшая вес пластинок, и тем самым в конечном счете ухудшая качество звука. Чем толще и тяжелее пластинка, тем лучше воспроизведение звука — так считают поклонники аудиофильских дисков весом от 160 до 200 г.

Примерно в это же время ведущее музыкальное издание Британии New Musical Express выпустило эксклюзивный трек Элиса Купера, довольно хорошую пародию на Элвиса Пресли под названием «Slick Black Limousine».

На оборотной стороне были треки из его предстоящего альбома «Billion Dollar Babies».

Это издание оставалось ценным предметом среди поклонников Купера на протяжении десятилетий, пока оно наконец не появилось на бутлегах.

Абба и гамбургеры

Шведская поп-сенсация ABBA также была склонна к необычным эксклюзивным раздавашкам.

«ABBA / Live 77» был односторонним флекси с золотым покрытием, на который записали композиции из австралийского тура этого года.

Издание было доступно только в качестве подарка маленьким детям, которые продавали книги, газеты и журналы «от двери до двери» на Рождество для издательского дома Jultidningsförlaget.

На другом конце поп-культурного спектра, в 1978 году, британские пионеры синти-попа The Human League издали гибкий диск под названием «Flexi Disc» с 12-дюймовым синглом «Dignity of Labor», который позже был переиздан на их альбоме «Reproduction». Достаточно подходящие аллюзии для группы, чей контент считается очень «художественным».

Между тем в США в 80-х годах в рамках промо-кампании «The $1,000,000 Menu Song» McDonald’s использовали флекси-диски, а в некоторых штатах — и пластинки на картоне. Анонимный сессионный хор под ремейк хита 1974 года «Life Is a Rock (but The Radio Rolled Me)» пытался быстро перечислить весь набор меню ресторана, но неизменно сбивался.

Это была омерзительно успешная кампания, которая продолжалась в течение 1988 и 1989 годов.

Несколько разных версий кавера были отпечатаны на гибких дисках с ошеломительным тиражом 78 млн, которые затем раздавались в качестве промо.

Макдональдс хитро запрятал одну выигрышную пластинку, где музыканты все-таки закончили свою песню про меню правильно. Тот, кто нашел этот сингл, считался победителем в один миллион долларов.

После долгих месяцев, в течение которых некоторые циники задумывались вслух, действительно ли существовал подлинник, в конце концов, он был найден: некая Шарлин Прайс из Галакс в Западной Вирджинии мгновенно сделала то, о чем многие мечтают. Она купила ночной магазин, где работала. История, похоже, не сохранила, как именно она уволила своего босса…

Был даже лондонский журнал 1980-х годов, посвященный гибкому диску. Названный незамысловато «Flexi Pop», он почти целиком посвятил себя безвредным сплетням, причем каждый диск неизменно содержал актуальных участников чартов. Кандидаты включали Jam, Japan и Depeche Mode, и на пике журнал продавал более 90 000 экземпляров.

CDs killed the flexi disc star

Казалось, что флекси вечно ждут большие продажи (а точнее, распродажи), но конец 80-х на самом деле было началом конца и для гибких носителей. Компакт-диск прибыл и становился все более и более популярным средством воспроизведения.

В качестве бюджетного носителя рос интерес на кассетные бутлеги, многие из которых использовали хром или металлические ленты сравнительно высокого качества.

Журнал Flexi Pop закрылся, и печатные заводы все чаще отказывались обрабатывать заказы, для которых они не могли взимать полную цену, а эта ситуация в любом случае провоцировала еще меньшее число заказов.

К 1992 году пластинка на гибких дисках оказалась на грани полного исчезновения. Формат оставался скорее мертвым, чем живым, почти 15 лет. В 2000 году даже Eva-Tone прекратила производство гибких дисков. Однако частичный ренессанс случился в конце 2010 года, когда независимый завод Pirates Press вошел на винтажный рынок и начал производство флекси любой формы, размера и цвета.

Журнал Electronic Sound, внутри которого прилагался флекси-диск

Этот шаг мог нести и неприятные последствия, но металлический журнал Decibel потихоньку начал прилагать гибкие носители с экслюзивными треками к своим выпускам.

С тех пор различные музыкальные лейблы (Third Man, Side One Dummy и Domino), а также журналы Alternative Press и PUNKROCK в Германии, регулярно продают или издают флекси-диски. В 2015 году итальянская компания Pizza Dischi также начала принимать заказы на тиражи гибких дисков.

Разумеется, цена на некоторые коллекционные флекси начала ползти выше отметки в 200 фунтов стерлингов.

Пламя гибких дисков и его текущая рыночная доля могут быть такими же маленькими, как и вес носителя, но он, кажется, неплохо коптит. Раритетный случай среди раритетов: забытый аудиоформат, который не совсем ушел и не совсем забыт.

Оригинал: Forgotten audio formats: The flexi disc

Источник: https://stereo.ru/to/5pkus-zabytye-formaty-gibkie-gramplastinki-perevod

Виниловые пластинки: разница форматов

Грампластинка

Много пластинок красивых и разных…

Виниловые пластинки могут отличаться по различным критериям: и по цвету, и по своей форме (бывает фигурный винил, а также диски геометрических форм), по формату и размеру…

О дюймах

Все вы, наверное, в курсе, что существуют диски таких форматов, как 7″ (дюймов), 10″ (дюймов) и 12″ (дюймов).

Так вот 10″-ти дюймовые пластинки являются своего рода «динозаврами» виниловой эпохи. К ним, как правило, причисляют все патефонные пластинки на 78 оборотов. Такие диски содержали всего лишь 2-3 минуты звука на каждой стороне, и не более того.

Вслед за этим форматом последовал 7″-ми и 12″-ти дюймовый винил. Каждый из этих вариантов был разработан конкретной звукозаписывающей компанией, преследующей свои конкретные цели.

Например, миссия 7″-ми дюймов заключалась в том, чтобы при самых минимальных размерах винила сохранить лучшее качество звучания. Поэтому, такие пластинки, созданные на 45 оборотах в минуту, содержали столько же композиций, сколько и их 78-оборотные собратья в 10″-ть дюймов.

Так и повелось, что 7″-ми дюймовые диски становились синглами с 3-х минутными композициями на каждой из сторон винила. Это стало общепринятым мировым стандартом.

7″-дюймовые диски стали стандартом качества и просто нормальным явлением в звукозаписывающей индустрии. Но ведь всегда найдется исключение даже из самого твердого правила, правда? И таким вот исключением стала фирма «Мелодия»…

Она каким-то образом смогла издавать 7″-дюймовые винилы в 33 оборота в минуту с 2-мя композициями на каждой стороне. О качестве звучания таких изданий лучше будет просто промолчать. Правда это было давно и об этом мало, кто помнит. Но факт — есть факт.

Любопытно, что с тех самых эпохальных времен битв виниловых форматов семидюймовые диски также производились и с более крупным отверстием по центру. Такой вид пластинок использовался в jukebox (музыкальных автоматах). Для такого винила применялся переходник круглой формы, который, как правило, производитель импортной «вертушки» бесплатно прилагал к комплекту вместе с проигрывателем.

На сегодняшний день семидюймовые пластинки тиражируются с отверстием обычного, стандартизированного диаметра, или в виниле имеется специальная вставка, которую можно легко вытащить и тем самым получить более крупное отверстие в диске.

Что касается 12″- ти дюймовых виниловых дисков, то они стали производиться в силу потребности издания релизов с итоговым временем звучания обеих сторон 40 минут (из расчета по 20 минут на каждую сторону). Так на свет появился главный конкурент магнитной ленты.

Позднее стали издаваться 12″-ти дюймовые синглы с 2-3 треками как на 45 оборотах, так и на 33. По большому счету, это были те же самые 7″-ми дюймовые виниловые диски, но с более качественным саундом. Причиной повышения уровня звучания являлся размер диска. Он позволял делать бороздки с записью максимально широкими и с большей продолжительности звучания.

Цвет и форма

Самый распространенный, классический оттенок большинства виниловых пластинок  — это черный цвет.

На самом деле цвет может быть любым. Абсолютно. Но эксперты полагают, что выбор цвета может сказываться на качестве звучания, на износостойкости винила и его долговечности. Мы, кстати, как-то рассказывали об этом в одной из наших сентябрьских статей. Там данный вопрос разбирается подробно и тщательно.

Кроме того, в природе существуют и picture disc, которые подчас является истинным шедевром дизайнерской мысли и ее художественного воплощения.

Оказывается, что на этапе становления и начала развития «виниловой культуры» прослушивания музыки планировалось ввести цветовую маркировку пластинок по жанрам и направлениям. Но об этом вскоре забыли. Жаль. Это было бы, наверняка, интересно для коллекционеров и аудиофилов.

А теперь пару слова о форме винила… Да, на самом деле виниловых пластинок по-настоящему необычной формы в мире не так и много. От этого они еще более ценны и инвестиционно привлекательны.

По этому поводу журнал Colors и издательство Tashen не так давно создали уникальное произведение — книгу о самых причудливых, сумасшедших и просто шедевральных по дизайну и оформлению виниловых дисков со всего мира.

Называется она Extraordinary Records.

Обороты

Запись на 45 оборотах однозначно позволяет улучшить качество саунда, благодаря оптимизации соотношения шум-сигнал (а конкретно — в высокочастотном спектре).

Но при этом формат сокращает количество времени записи на каждой стороне. Именно по этой причине на 45 оборотах издаются лишь синглы, реже — EP.

33 оборота обуславливают более объемную по продолжительности запись. А вот звучание при этом сокращает свое качество, к сожалению. Но не сильно. Новичек-виниломан, например, точно не поймет разницы. А вот аудиофил поопытнее услышит ее сразу. К тому же, он знает, что из-за узких бороздок такой пластинки, винил больше подвержен деформации, чем диски других форматов.

На данный момент винил в 33 оборота используется обычно для издания «увесистых» альбомов, ведь на носителе иного формата всю музыку уже не уместишь.

Мудрые издатели, чтобы избежать сокращения качества звучания на виниле в 33 оборота, поступают следующим образом: они печатают альбом группы/исполнителя не на 1-ой пластинке, а на нескольких (2-х или 3-х).

Так делают в ситуациях, к примеру, когда релиз имеет большую значимость и при этом очень большую продолжительность, а также огромное количество треков.

Благодаря этому, удается сохранить и достойное качество саунда и уместить все необходимые треки в одном издании.

EP и синглы

Синглы выпускают чаще всего с различными вариациями композиций и ремиксами. При этом они далеко не всегда обладают уникальной обложкой. А вот EP — это скорее этакий мини-альбом, часто содержащий автономные композиции и всегда имеющий свою собственную обложку.

Время записи

Касательно количество минут, записанных на каждой стороне винила, можно сказать так: это зависит от длительности трека, от частотного диапазона, от громкости трека, от скорости записи (33 или 45), а также от наличия разных стереоэффектов и их технической сложности.

Чем шире бороздки пластинки и больше скорость ее записи, тем громче будет казаться звук, а диск будет более устойчив к разным внешнем воздействиям (к вибрациям, например).

Вот так.

На сегодня это все.

Источник: https://soulsound.ru/articles/vinilovye-plastinki-raznitsa-formatov.html

Значение слова ГРАМПЛАСТИНКА. Что такое ГРАМПЛАСТИНКА?

Грампластинка

  • ГРАМПЛАСТИ́НКА, -и, род. мн. -нок, дат. -нкам, ж. Пластинка, на которой записана с помощью специальных аппаратов звучащая речь, музыка (первоначально граммофонная пластинка).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Гра̀мпласти́нка (от граммофонная пластинка, чаще просто пластинка) — аналоговый носитель звуковой информации — диск, на одной или на обеих сторонах которого нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной. Долгое время (примерно с конца XIX и до конца XX века) была самым популярным носителем музыкальных записей, недорогим, пригодным для массового тиражирования, обеспечивающим высокое качество звукозаписи и пригодным для воспроизведения на относительно простой и дешевой аппаратуре.Для «проигрывания» (воспроизведения звука) грампластинок используются специально предназначенные для этой цели аппараты: граммофоны, патефоны, в дальнейшем — электропроигрыватели и электрофоны.При движении по дорожке грампластинки игла проигрывателя начинает вибрировать (поскольку форма дорожки неравномерна в плоскости пластинки вдоль её радиуса и перпендикулярно направлению движения иглы, и зависит от записанного сигнала). При вибрации пьезоэлектрический материал либо электромагнитная катушка звукоснимателя вырабатывает электрический сигнал, который усиливается усилителем и далее воспроизводится акустической системой.Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки, кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей.Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), а также неизбежный износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик). Кроме того, грампластинки обеспечивают меньший динамический диапазон, чем более современные форматы хранения звукозаписей.

Источник: Википедия

  • 1. пластмассовый диск с записью звучащей речи, музыки, воспроизводимой с помощью специальных аппаратов

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прогнать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «грампластинка»:

  • Кроме того, здесь всегда можно было послушать редкие грампластинки, и встретить редких по своим душевным и умственным качествам людей.
  • Ведь я не записывалась на грампластинки, не выступала на радио и в мюзик-холлах.
  • Но если вы хотите заинтересовать массовую аудиторию и любителей грампластинок, вам следует подумать о другом репертуаре.
  • (все предложения)

Цитаты со словом «грампластинка»:

  • Поначалу и первые проигрыватели аудиокомпакт-дисков продавались не очень хорошо — отчасти потому, что выбор компакт-дисков был небогат. Вдруг, как по волшебству, ассортимент и проигрывателей, и дисков начал расти, и в какой-то момент критический порог был взят. Всё больше людей покупали проигрыватели, потому что предлагалось всё больше компакт-дисков, а это заставляло компании расширять их ассортимент. Любители музыки оценили новое, высококачественное звучание и удобство компакт-дисков. Так компакт-диски превратились в стандарт de facto и вытеснили грампластинки из музыкальных магазинов. Билл Гейтс (род. в 1955) — американский предприниматель
  • Алкоджаз – это музыка, в основе которой лежит джазовая идея, но в манере исполнения имеется некоторая расхлябанность. В первый раз я услышал ее у Армстронга, и мне понравилось, с каким наслаждением он не попадал в ноты! Билли Новик (род. в 1975) — петербургский музыкант
  • альбом «Блошиный рынок». Какова его основная идея? Билли Новик (род. в 1975) — петербургский музыкант
  • (все цитаты)

Понятия со словом «грампластинка»

  • Гра̀мпласти́нка (от граммофонная пластинка, чаще просто пластинка) — аналоговый носитель звуковой информации — диск, на одной или на обеих сторонах которого нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной. Долгое время (примерно с конца XIX и до конца XX века) была самым популярным носителем музыкальных записей, недорогим, пригодным для массового тиражирования, обеспечивающим высокое качество звукозаписи и пригодным для воспроизведения на относительно…
  • «Многосторонняя» грампластинка — виниловый диск, сторона которого имеет больше чем одну дорожку. Эта техника позволяет размещать на дисках скрытые треки. Суть метода заключается в том, что две дорожки (или более) идут параллельными спиралями, и какой конкретно трек будет воспроизведён, зависит от того, на какую из дорожек изначально попадёт игла звукоснимателя.
  • Конве́рт вини́ловой пласти́нки — оболочка (обложка, конверт) для вкладывания грампластинок, предназначенная для сохранения записей и их художественного оформления. Особенное развитие обложка виниловой пластинки получила в 1960-е — 1970-е гг., когда оформление пластинок выделилось в отдельную сферу дизайна и художественного творчества, названную album cover art(перевод?).
  • (все понятия)

Дополнительно:

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0

История винила. Неувядающий звук

Грампластинка

Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил.

Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка.

Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема – предохранители и непередаваемый звук теплого, нежного потрескивания в динамиках… Мало кто мог предугадать, что появление накопителей на магнитных лентах и цифровая эра звукозаписи (читайте статью: История звукозаписи) так и не смогут сломить любовь слушателей к виниловому звуку.

С чего все началось

Принцип звукозаписи, который на долгие годы станет эталонным при создании виниловых пластинок, был открыт еще в 1857 году Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем.

Запатентованное на территории Франции устройство фоноавтограф предлагало записывать звуковую волну на стеклянный валик, покрытый копотью или бумагой.

Сам же звук улавливался через большой рупор, на конце которого устанавливалась игла.

Через двадцать лет на пути к совершенствованию системы звукозаписи появится еще одна значимая разработка. Проходя службу на телеграфе, изобретатель и ученый Томас Эдисон при наблюдении за работой перфокарт заметил определенную закономерность.

Каждый контакт, который касался отверстий на карте, издавал различные по высоте звуки. Спустя несколько месяцев, в 1877 году, в патентном бюро США появляется описание прибора, который станет настоящим прародителем виниловых проигрывателей.

Принцип работы фонографа Эдисона заключался в проигрывании звука с небольших оловянных или деревянных валиков, покрытых фольгой или листом бумаги, вымоченной в воске. Производство таких валиков требовало немало усилий, а сами звуконосители не были готовы даже к минимальным деформациям и были слишком чувствительны к среде хранения.

Поиски более простого устройства для осуществления звукозаписи и разработка носителя, способного переносить транспортировку и более жесткие условия эксплуатации, натолкнули американского изобретателя Эмиля Берлинера отказаться от использования способа, предложенного Мартенвилем и затем доработанного Эдисоном. В 1897 году Берлинер становится автором патентов сразу двух устройств: рекордера и граммофона.

Впервые в качестве носителя, на который осуществлялась звукозапись, был использован плоский диск из цинка. Такое решение позволило значительно удешевить весь цикл производства пластинок. Посредством рекордера на поверхность цинкового диска наносилась «звуковая картинка», а полученный отпечаток уже использовался в качестве пресс-формы для создания копий.

Перед инженерами того времени стояла непростая задача – найти материал, подходящий для тиражирования звукозаписей. Среди главных требований к составу – невысокая стоимость и износоустойчивость.

В поисках идеального материала

Для изготовления первых грампластинок использовался вулканизированный каучук темно-бурого цвета, именуемый эбонитом.

Этот материал отдаленно напоминает пластмассу и хорошо поддается обработке, что было особо примечательно при создании дубликатов.

Увы, материал не прошел испытания временем из-за склонности к окислению при воздействии дневного света и на смену эбониту приходит органический материал – шеллак.

Последующие тридцать лет технология производства пластинок остается неизменной. Толстые и увесистые «шеллачные» пластинки постепенно обживаются в домах начинающих меломанов.

Граммофон, а вышедший в 1907 году его преемник – механический патефон, становятся не только завсегдатаями клубов, ресторанов и образовательных учреждений, но и уверенно входят в жизнь рядового потребителя.

В крупных городах стали появляться магазины, предлагающие широкий ассортимент «музыкальных альбомов» (все пластинки презентовались в картонной коробке-книге, напоминающей фотоальбом).

Увы, несовершенство технологии записи и специфика используемого для изготовления материала позволяли хранить на одной стороне пластинке всего одну композицию.

В связи с коротким сроком жизни пластинки и ее высоким уровнем амортизации при проигрывании, одну и ту же песню записывали с двух сторон.

Барьер «в одну песню» удалось преодолеть лишь в 1931 году, когда пионеры звуковой инженерии открыли технологию стереозаписи в одной канавке. Стереопластинка стала умещать до шести песен средней продолжительности.

Тем не менее жизненный цикл шеллачной пластинки исчислялся всего несколькими месяцами активной эксплуатации. В середине тридцатых у пластинки появляется новый конкурент – магнитная лента.

В борьбу за потенциального покупателя вступают химики-технологи и в 1948 году с конвейера завода «Колумбия» сходит первая партия виниловых пластинок.

Начиная с 1950 года, виниловые пластинки производят и на территории СССР.

Полихлорвинил отличался высоким уровнем износоустойчивости, а сам процесс производства позволил значительно уменьшить конечную толщину пластинки с 3 до 1,5 миллиметров.

Положенный еще в конце позапрошлого века принцип звукозаписи пластинок оказался простым для освоения «народными умельцами». В середине 50-х – 60-х годов появляются целые кустарные фабрики по подпольному производству пластинок.

В качестве материала для изготовления желанного диска с запрещенными властями «не гуманными песнями» использовалась рентгеновская пленка. В частных коллекциях почитателей винила можно встретить альбомы The Beatles и джазовые композиции, записанные «на костях» – проявленных рентгеновских пленках.

Битва «форматов»

Вся эволюция грампластинок окутана разногласиями в мире стандартов: размеры, принципы записи, материалы изготовления, скорость записи.

Размер. В конце 1890-х существовал единый утвержденный стандарт – 7-дюймовая пластинка с высокой скоростью вращения. В 1903 в обиход входит новый стандарт – «гигант» с диаметров в 12 дюймов. Несколько лет спустя появляются еще один вариант – 10-дюймовые грампластинки. На рынке СНГ общепринятыми размерами считаются пластинки, диаметр которых составляет 175, 250 и 300 мм.

Технология записи. Вплоть до 1920 года единственным методом звукозаписи оставался механический. Частотный диапазон при такой записи составлял скудные 150 – 4000 ГЦ.

В 1920-м году начинается эра электроакустической записи, а в качестве звукоснимателя используется микрофон.

Именно в этом году эра грампластинок получает новой «звуковое дыхание» с возможностью воспроизведения ЧД от 15 до 10 000 ГЦ.

Граничная вместимость. Скорость вращения. Еще одна характеристика всей эры грамзаписи, переживавшая постоянные изменения – скорость вращения пластинки.

Общепринятый «советский стандарт» в 78 оборотов в минуту позволял вместить до 12 минут звучания. Для продолжительной записи разговора использовались «медленные пластинки» со скоростью вращения в 8 и 1/3 оборота за минуту.

Еще один стандарт – 45 оборотов в минуту. Финальной точкой в борьбе скоростей стал выход долгоиграющих пластинок 33 1/3 оборота.

Моно-стерео-квадро.Принцип воспроизведения грампластинок основан на «считывании» иглой звукового рисунка, расположенного во множественных пазах (дорожках) пластинки.

Вплоть до 1958 года выпускались пластинки класса моно: игла считывала только вертикальные вибрации. Затем появляются стерео пластинки: вертикаль отвечает за левый канал, а шероховатости, размещенные по горизонтали – за правый.

Существовали и варианты квадрофонического звучания, но технология так себя и не оправдала.

Винил сегодня

С момента появления фонографа Эдисона и вплоть до сегодняшнего дня принцип звукозаписи пластинок практически не изменился.

Звуковые колебания с помощью рекордера преобразуются в механические, подаваемые на резец, который и наносит картинку композиции на стальной диск с медным напылением.

Полученный шаблон переносится на никелевые копии и лишь затем начинается тиражирование виниловых пластинок методом прессовки.

Принцип работы устройств воспроизведения – проигрывателей с точки зрения механики также остался практически неизменным. Все тот же вращающийся диск, все те же звукоснимающие иглы.

Стоимость современных «винилов» напрямую зависит от нескольких факторов:

  • дизайна;
  • установленного предусилителя;
  • форм-фактора.

Появление в 1980 году компакт-диска серьезно пошатнуло спрос на винил. Более чем на 20 лет пластинки ушли с поля зрения меломанов, а громоздкие проигрыватели уступили место компактным CD-плеерам. Но история уверенно придерживается принципа бумеранга: начиная с 2005 года наблюдается эра возрождения винила.

Винил стал предметом экспериментов и востребованным носителем среди ди-джеев. Теплое мягкое звучание практически с полным отсутствием гармонических искажений и невероятной детализацией – это не только звук, которого достоин искушенный меломан или аудиофил.

Это звук, который должен услышать каждый и эта возможность не требует внушительных финансовых вложений.

Что выбрать?

Настоящий аудиофил с миром винилового звука знаком не понаслышке. В его сознании горизонт «вменяемых» проигрывателей пластинок стартует от ценовой отметки в несколько тысяч долларов. Впрочем, выбор столь дорогостоящей техники скорее напоминает ритуал и некую дань звуку, а вот приобщиться к миру пластинок можно и со значительно меньшей суммой.

Японская компания Audio-Technica на рынке звуковой аппаратуры по праву может носить статус ветерана. Именно проигрыватели виниловых пластинок стали судьбоносным продуктом в жизни бренда.

В 1962 году Audio-Technica представила два высококачественных звукоснимателя (именуемых в народе «иглами») AT-1 и AT-3.

Ошеломительный успех первенцев был поддержан моделью AT-5, а спустя 7 лет после основания японская компания выходит на мировой рынок.

Влияние Audio-Technica на мир виниловых проигрывателей сложно переоценить.

Компания стала первым производителем звукоснимателей из сверхчистой монокристаллической меди PCOCC; за ее плечами легендарные портативные плееры виниловых дисков Mister Disc и Sound Burger, а три года назад японцы анонсировали и специализированный проигрывателей-«вертушку» AT-LP1240, оснащенную DJ-модулем.

Одной из самых популярных «рабочих лошадок», которая способна сослужить хорошую службу человеку, только познакомившемуся с миром пластинок, может стать плеер начального уровня от компании Audio-Technica AT-LP60 USB.

Если ваша эволюция как меломана началась с MP3 и OGG, плавно транспонировавшись в прослушивание форматов FLAC и ALAC, а старый CD-плеер перестал доставлять удовольствие, Audio-Technica AT-LP60 USB способен познакомить вас с тем, как звучит винил. Этот проигрыватель станет идеальным выбором для начинающего слушателя.

В отличие от младшего брата модели AT-LP60 USB, виниловые проигрыватели AT-LP120USBC и AT-LP120-USBHC обладают более внушительным списком возможностей. Обе модели имеют три скоростных режима 33,45 и 78 оборотов в минуту, что открывает перед слушателем ряд пластинок, вышедших с конвейера советского завода «Мелодия».

Профессиональный картридж AT95E позволяет добиться наиболее чистого качества воспроизведения со значительно меньшим уровнем детонации, а преобразование звука с помощью встроенного ЦАП позволяет получить высококачественные записи многократно превосходящие музыку CD-качества. Являясь одним из авторитетнейших представителей рынка звукоснимателей, модель Audio-Technica AT-LP120-USBHC японский производитель оснастил и легендарным звукоснимателем HS10 Headshell.

Если вы только готовитесь к знакомству с миром винила, не спешите доставать из кошелька тысячи долларов. Виниловый звук требует привыкания, а настоящий почитатель качественного звучания должен быть педагогом для себя же самого: учителем, делающим акцент на последовательности развития.

Приготовлено при поддержке Audio-Technica.

поста:

(5.00 из 5, оценили: 1)

Источник: https://www.iphones.ru/iNotes/vinyl-history-and-players

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть