Греки

Загадки истории. Кто назвал греков греками?!

Греки

Не существовало «Древней Греции», как и «древних греков» никогда на свете не существовало. О них пишут в современных учебниках, но откуда же взялись в низ «древние Греки».  Ни один современный грек не знает, откуда греки взяли название своей страны и самих себя.

Ни в античные времена, ни раньше не существовало ни «Греции», ни «греков». В античные времена Пелопонесский полуостров населяли эллины, ахейцы, дорийцы и еще несколько местных племен, потом возникла Великая Эллада.

А теперь страна, расположенная на территории древней Эллады почему-то называется Грецией, а люди, населяющие эту страну, называют себя греками. Но, повторяю, ни один грек вам не скажет, почему он называет себя греком. Называть древних эллинов «древними греками», — все равно, что называть древних европейских кельтов «древними французами» или «древними англичанами»

И еще о «древних греках». По официальной легенде письменность нашим темным русским предкам принесли великие греческие просветители Кирилл и Мефодий.

Но есть серьезные намеки на то, что забытая ныне глаголица очень уж напоминает древнейшие на земле алфавиты.

Мы почему-то сразу соглашаемся, что глаголица – не очень удачное заимствование критского или ликийского линейного алфавита, что наши недоразвитые предки изувечили классическое древнее письмо.

А не было ли все совсем наоборот? Не заимствовали ли мудрые древние критяне, ликийцы и эллины алфавит наших русских, еще более древних предков?

Народы, населявшие современную Грецию

Собственно, кто такие древние эллины? Основы так называемой «древнегреческой» культуры заложили загадочные пеласги, от них и появилось название Пелопонесского полуострова. Местные отсталые народы называли пеласгов не только пеласгами, но в зависимости от их места жительства и тирренами, и этрусками, и критянами-минойцами, и троянцами, и ликийцами.

Высокая культура пеласгов на берегах и островах Восточного Средиземноморья процветала около тысячи лет. Неизвестно, каких высот они бы достигла, но в середине II-го тысячелетия до н.э. ее смела с лица земли чудовищная катастрофа при взрыве вулкана Санторин. В мифах древних эллинов эта катастрофа называется Девкалионовым потопом.

После этого на Пелопонесском полуострове верх взяли полудикие ахейцы. Некоторые специалисты считают, что ахейцы имеют кавказское происхождение. Они подчинили себе остатки пеласгов и другие местные племена, заняли опустошенный катаклизмом Крит, а затем после множества набегов сравняли с землей древнюю Трою вместе с ее высочайшей культурой.

А когда ахейцы более-менее окультурились, власть вырвали у них из рук соседи, опять же полудикие дорийцы. Вскоре дорийцев покорили ионические народы, хлынувшие на Пелопонесский полуостров с берегов и островов Ионического моря. А потом их всех подчинили себе эллины.

Вот из этого пеласго-минойско-ахейско-троянско-дорическо-ионическо-эллинского винегрета и проросла культура древней Эллады. Здесь произошло великое смешение народов. Специалисты знают, что при всяком скрещивании может получиться великолепный гибрид, а может – чудовищный ублюдок. К счастью, на Пелопонесском полуострове реализовался первый, положительный результат.

А откуда появилось название «Греция» — этого не знает даже самый образованный современный грек. Страну ахейцев их соседи называли Ахеявой или Акиявой. Сами так называемые «древние греки» не имели объединенного государства и жили в автономных городах-полисах, частенько враждовавших друг с другом.

Ни пеласги, ни ахейцы, ни критяне, ни микенцы, ни дорийцы, ни ионические народы, ни эллины никогда не называли себя греками. В начале нашего летоисчисления на обоих берегах Босфора появилось новое могучее государство – Восточный Рим со столицей Константинополем, который, в свою очередь, возник на месте города Византия.

Немного истории в Европе

Жители Восточного Рима называли себя ни в коем случае не греками, но римлянами или, точнее, ромеями. Точно так же называли их соседи. Ведь на самом деле Рим – это Рома.

С легкой руки великого восточно-римского императора Константина государственной религией в Восточном Риме стало христианство.

Великий Константин первым из государей понял, что религия забитых рабов-иудеев, очень подходит ему для смирения недовольства подданных. По этой религии любая власть – от Бога, восставать против власти – великий грех.

Мудрый Константин сделал эту выгодную ему религию государственной, и с тех пор она стала называться христианской.

За этот подвиг христиане назвали Константина Великим и причислили его к лику святых. Позже его примеру последовали правители Западного Рима.

И вот в восьмом, девятом и десятом веках нашей эры христианские миссионеры из Восточного Рима, в основном иудейского происхождения, могучим потоком хлынули на север, в Восточную Европу с великой целью: просвещать северных дикарей и ввести их в лоно единственно истинной церкви – православного христианства.

Можно добавить, что миссионеры Западного Рима, того самого, который находится в современной Италии, тоже энергично занимались благородным делом христианизации Западной Европы.

Приход религии на Русь

На Русскую равнину, в Россию восточные римские миссионеры добрались в конце десятого века. До этого восточных римлян на Руси называли ромеями, а чаще византийцами, — по названию старого малоазийского поселения, на месте которого великий и святой Константин построил великолепный город и назвал, как читатель легко догадается, своим святым именем, — Константинополем.

О каких-то «греках» и о «Греции» тогда никто в мире не слышал. Кстати, то, что русские с глубокой древности и почти до конца Средневековья звали Восточный Рим Византией, убедительно доказывает, что наши предки имели очень древние и очень прочные связи с обитателями Малой Азии.

В 988-м году великий киевский князь Владимир сделал православное христианство Восточного Рима государственной религией в своем княжестве. Кстати, на Руси Восточный Рим традиционно называли Византией.

Великий князь Владимир принялся весьма энергично внедрять эту единственно правильную религию среди своего непокорного народа.

За этот подвиг церковь причислила его к лику святых, назвала Крестителем и Равноапостольным.

По мнению самих русских людей, эти «византийские» миссионеры принесли на Русь много греха. Столько греха никогда прежде не обрушивались на Русь. Поэтому русские люди так и прозвали этих византийских пришельцев «грехами».

Со временем название «грехи» превратилось в «греки», да так и закрепилось на веки вечные.

Позже Восточный Рим захватили турки, а остатки павшей империи на Пелопонесском полуострове стали называться, как и положено родине «грехов-греков», — Грецией.

Именно так и именно с нашей многострадальной Русской земли и пришли в мир названия: греки и Греция. Сейчас граждане современной Греции понятия не имеют об этимологии этих слов и живут себе спокойно с таким сомнительным прозвищем.

Источник http://www.proza.ru/2013/09/21/1716

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/zagadki-istorii-kto-nazval-grekov-grekami.html

Особенности греческого характера | Грекости

Греки

..субъективный взгляд на греческий характер..

Про эмоциональность греков считают своим долгом написать все без исключения сетевые ресурсы, путеводители и справочники, претендующее на представление хотя бы мало-мальски общего описания Греции.

Обычно смысл сводится к следующему: греки много машут руками и орут не переставая (таким, мол, нехитрым способом отдавая дань природой отведенному им темпераменту). Принимая такое описание за аксиому, уже «за семью морями», задолго до желанного греческого вояжа, начинаешь представлять себе греков как буйных неуравновешенных сотрясателей воздуха.

Делается как-то не по себе, и почти хочется во время предстоящего отдыха попытаться свести свое общение с аборигенами к минимуму.

Что ж, многие, посетив землю Эллады впервые, под влиянием этих самых «установок» туристических атласов остаются убежденными в своем первоначальном мнении, сформированном с легкой руки какой-нибудь умницы-составительницы, знакомство с Грецией у которой не выходит за рамки школьного курса истории и пары абзацев Википедии.

(Кстати в этих же путеводителях, адресованных иностранцам, планирующим поездку в Россию, о русских отзываются едва ли не как о хитрых, ленивых алкологиках, пляшущих вместе с медведями всю бесконечную русскую зиму… Не собираюсь погружаться в разбор российского национального характера, вы сами все понимаете. Это к вопросу о компетентности некоторых информационных изданий).

Эмоции и внутренние качества

Однако вернемся к нашим ба… грекам. Описывать особенности характера целого народа — занятие неблагодарное. Во-первых, впечатление складывается у каждого свое, личное.

Во-вторых, как и среди любого населения любой страны мира, в Греции встречаются и мудрейшие из мудрейших, достойные своих древнегреческих праотцов, и ветреные прожигатели жизни, и хитрые «воротилы», и стратеги, и проститутки, и «пускатели пыли в глаза», и респектабельные, небезосновательно уважаемые авторитеты, и прекрасные матери, и талантливые творцы, и просто ленивые тупые бездельники… Посему выводить «среднестатистическое» из знакомства, к примеру, с несколькими греками — просто смешно. Да еще если они все — из одной компании (пареи) и одного социального положения.

https://www.youtube.com/watch?v=f8W2kQV7qJk

Посему все, на что можно претендовать, развивая такую замечательную тему, как описание греческого ментала, — на субъективное мнение. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что моими глазами Грецию никто увидеть не сможет.

И почувствовать ее так, как чувствую я — тоже, ни за что. И любить ее так, как я — никто. И мой круг общения тоже принадлежит исключительно мне, как ни крути.

И все те знакомства и разговоры, которые тут, в Греции… Думаю, мысль моя ясна.

Вопреки тому, что многие, наверняка, читали о природной хитрости греков, мое мнение — они простодушны и непосредственны, как дети. Они совершенно не умеют скрывать эмоций, и даже не пытаются это делать. Отсюда пресловутая греческая несдержанность: если греку хочется крикнуть — он крикнет.

Захочется дотронуться до руки собеседника — он даже «запариваться» не станет на счет того, что ты можешь по этому поводу подумать. Захочет попеть любимую песню вслух — еще как! И неважно, в автобусе «накрыло» его это желание или на скамейке парка. Окружающие не то что не поморщатся, но еще и подпоют…

Если грек смеется — то так, что на другой стороне улицы оборачиваются туристы. Если улыбается — в его улыбке хочется раствориться. И веришь, веришь ему на двести процентов!..

И пусть грек завтра скажет диаметрально противоположное тому, что сказал сегодня: он сделает это так, что не останется ничего другого, кроме как принять перемену его настроения, как принимаешь перемену ветра, и понять: ну и что, человек изменил свое мнение. Бывает и такое. «Все мы люди, все мы человеки».

А еще они, греки, очень внимательно относятся к собеседнику. У меня такое ощущение, что они слушают всем телом. Если грек отводит взгляд от собеседника, значит, что-то совсем неладно. Или рядом прошла симпатичная девушка…

И тут уж рамок «приличествующего» случаю поведения не существует: парень может по улице идти в обнимку с девушкой, и при этом открыто засматриваться на других девиц. Даже глазки строить, ага (не хотелось бы быть в положении его девушки.

Хотя, с другой стороны, чего и им, то есть нам, девушкам, теряться, когда вокруг столько симпатичных парней…)

Греки и гречанки: личное впечатление

Личное впечатление: внешне мужская половина греческого населения намного более симпатична, чем женская. Женщины здесь в основном низкорослые, среднего телосложения, многие полноваты. Но излишние по российским меркам формы тут никого не смущают, как кажется, дамы чувствуют себя весьма органично в своих телесах. Обаятельны, улыбчивы, практически у всех прекрасные волосы.

Из недостатков — почти всегда даже самый легкий макияж базируется на внушительном слое тонального крема, которым пытаются «заштукатурить» недостатки кожи.

Если тронешь — не обвалится, но, с другой стороны, что делать, если кожа лица у многих греков и особенно гречанок — плохая! (когда я спросила у косметолога, почему так, она объяснила это особенностями климата — поры кожи постоянно раскрыты, зимы и холода нет, «стягиваться» не успевают, плюс образ жизни — неисчислимое количество чашек кофе за день и курение, курение, курение…

) Внешние недостатки с лихвой компенсируются жизнелюбием и общительностью, за что греческие мужчины готовы их носить на руках. И носят. Точно, носят. Невзирая на лишние килограммы и что там еще?.. (что лишний раз доказывает: комплексы — внутри нас, а не снаружи нас. В цитатник).

Гречанки особенно трепетно любят украшения. Причем не только благородные металлы и драгоценные камни, но и бижутерию.

Всевозможные «блестелки», бисероплетие, кристаллы «Сваровски» и их дешевые аналоги — это то, что в ассортименте имеется у каждой греческий девочки/девушки/женщины.

Джинсы со стразами, блестящая пудра, маленькие камушки в носу, бесконечные браслеты-кольца-бусы…. Сдержанность на этот счет греческим модницам противопоказана.

Греческие мужчины, видимо, где-то на генетическом уровне считают себя наследниками всего мира. Или хотя бы держателями его основного пакета акций. Отсюда некоторое потребительское отношение, как к ситуациям, так и людям. И не только потребительское, но и хозяйское. Менторское. Покровительственное.

Это не то чтобы плохо… Просто нужно быть к этому готовым. А именно, к тому, что учить вас могут и будут по любому поводу, причем независимо от того, насколько хорошо в этом разбираются.

Греческому мужчине обязательно нужно чувствовать себя «на полголовы впереди» (а лучше — на пару голов), чем, впрочем, они не намного отличаются от их российских собратьев. Сказать, что греки любят женщин — значит не сказать ничего.

Седовласый дедулька, с палочкой прогуливающийся около дома, не считает зазорным перекинуться словцом-другим с юной или не очень юной красоткой, или хотя бы просто выразительно посмотреть ей вслед, задумчиво причмокнув.

Деньги и веселье

Деньги греки любят. А вот больше или меньше представителей других наций — сказать сложно. Для таких измерений шкалы и коэффициента пока не придумали. Жадность, однако, отнюдь не является чертой греческого характера. «Деньги нужны для того, чтобы их тратить» — под этим заявлением подпишется любой грек.

Отдыхать греки любят много и, по возможности, с размахом. Так, чтобы весь кафетерий стоял на ушах.

Или, если уж «по-взрослому» гулять — то обязательно «рвануть» куда-нибудь на бузуки, где один входной билет стоит свыше 50 евро, чтобы всю ночь слушать свято обожаемую ими греческую музыку, подпевая и пританцовывая (иногда, однако, за всю ночь не выходя из-за столика), «скидывая» сотни долларов на десятки корзин цветов для уже любимых и еще только полюбившихся певцов… А когда на следующий день, с утра (часиков этак в пять вечера), грек проснется, то голова у него будет болеть только от выпитого (узо-вино-виски-вино-), но никак не о «просаженных» за вечер сотнях и иногда тысячах евро.

Отдельная статья расходов для греков, тема для разговоров, повод для беседы и просто проявление их культуры — это поход в рестораны или таверны. Не знаю, пытался ли кто-нибудь подсчитать хотя бы примерное количество таверн на душу населения, но ощущение такое, что в одних Салониках их тысячи.

А теперь представьте на минутку — по вечерам они все заполнены!!! Дело не в том, что греческие хозяйки ленятся или не готовят дома (как правило, все они готовят хорошо). Просто выйти компанией — гораздо интереснее и веселее, чем сидеть дома.

Тут тебе и музыка (во многих тавернах играют музыканты), и шумная толпа («себя показать и на людей посмотреть»), да и посуду после ужина мыть не надо… Кроме того, обходится такое застолье не сказать чтобы дорого. А уж вкусно будет — к гадалке ходить не надо.

Первое впечатление от таверны, когда заходишь внутрь — душно, накурено, куча народу сидит чуть ли не на шеях друг у друга: думаешь, ну как тут отдыхать? Вообще не понятно…

Но тут к тебе подпрыгивает изобретательный официант, невесть откуда обнаруживший за широкими спинами пирующих свободный столик, туда же моментально подставляются непонятно кем принесенные стулья и — «ористе»! присаживайтесь. Вы втискиваетесь между спинами и локтями соседей сбоку, размещаетесь, выдыхаете… И тут происходит что-то магическое.

Уже через минуты две вы чувствуете себя очень уютно, на столе прочно обосновывается неиссякающий впоследствии кувшинчик с вином, заказ сделан, и гул-гам вокруг вас уже не раздражает, а создает эффект шумовой завесы, за которой так приятно спрятаться от дел и забот. Заказываются обычно блюда на всю компанию, индивидуальные порции тут не приняты. Да и, честно сказать, так гораздо интереснее: приносят несколько разнообразных блюд, из которых каждый накладывает на свою тарелку именно то и именно столько, сколько хочется ему. А главное — ВКУСНО!.. (срочно меняю тему, поскольку есть захотелось дико).

Отношение к родителям и пожилым людям

Пожилые люди в Греции отличаются от российских тем, что… В первую очередь тем, что их много. Последующее будет из области моих личных наблюдений: старость в Греции уважаема (и все-таки не поворачивается язык назвать местных пожилых людей «стариками», хоть ты тресни!.

.) На лицах «очень взрослых» эллинов царит воистину безмятежное спокойствие и умиротворение: сразу видно — человек на заслуженном отдыхе! И эта сигарета, которую он курит за чашкой «фрапе», кажется со стороны такой вкусной, что тоже хочется затянуться разочек…

Но нет, рановато. К тому же, видимо, такую-то блаженную гармонию при жизни нужно еще заслужить. В целом и живут люди в Греции существенно дольше: средняя продолжительности жизни здесь составляет порядка 80 лет.

Да здравствует средиземноморский климат, здоровая пища и солнце круглый год!

…А вот запихиваются в автобус греческие бабульки ничуть не хуже наших, российских. Видимо, это у них такой вид спорта. Ну подумать только, чего «щемиться»-то, распихивая всех?.. Тем более что все равно место в автобусе уступят.

Отношение к матери в семье — более чем уважительное: это непререкаемый авторитет. Истина в последней инстанции. Богини Гера и Артемида в одном лице… Связь между поколениями в греческих семьях действительно крепка. К матери сыновья ходят на воскресные обеды.

По ее первому зову выполняются все пожелания. Логично предположить, что невесту себе юный грек ищет по материному образу и подобию… И все же, несмотря на это, связывать себя узами Гименея греческая молодежь не торопится. Редко кто женится до 30 лет.

Первого ребенка рожают лет в 35. До этого времени народ учится, развлекается, гуляет, пьет кофе… Впрочем, пить кофе греки продолжают на протяжении всей жизни.

Более того, я уверена, что и смерть для грека — не повод прекратить пить воистину божественный «эллинико кафе», и где-то там, в райских кущах…

Говорить о греках можно долго. Также, как долго любят говорить и сами греки. Но помните: все, что вы прочли и еще только прочтете о характере греков, или услышите от других — будет неправдой. Точнее, полуправдой. До тех пор, пока вы не узнаете греков лично, пока не проживете бок о бок с ними хотя бы некоторое время.

Источник: https://www.grekomania.ru/greek-articles/greece-today/101-grekosti

Гре́ки (греч. Έλληνες — эллины[21][22]) — народ индоевропейской языковой семьи, основное население Греции.

Название

Самоназвание — эллины (мн. ч. — греч. Έλληνες («эллинес»)), ед. ч. — греч. Έλλην (эллин), женский род — Ελληνις (эллинис) (мн. число — Ελληνίδες («эллинидэс»)), названы из-за имени прародителя греков в греческой мифологии — Эллина. Изначально эллинами называлось одно из фессалийских племён. Вместе с тем использовался этноним «панэллины».

Большинство европейских народов используют по отношению к грекам экзоним «греки» в местном произношении этого слова. Изначально греками («грайки» — на раннем варианте древнегреческого языка) называлась иллирийская (эпирская) народность, мифологический прародитель которого носил имя Грек (греч.

Γραικός) (в греческой мифологии сын Пандоры младшей, дочери Девкалиона). На востоке греков называют ионийцами, из-за названия одной из ветвей греков (Ίωνες («ионэс»)), названной из-за своего прародителя — Ион (΄Ίων), в местном произношении это обозначение через арабский язык перешло в тюркские языки.

Грузины называют греков «бердзени» («мудрецы») (ბერძნები).

В древности греки также называли себя ахейцами (греч. Ἀχαιοί («ахэи»), ед. ч. Ἀχαιος («ахэос»)), по названию одной из ветвей эллинов, названы из-за прародителя ахейцев в греческой мифологии — Ахея, данайцами (Δαναοί, ед. ч.

Δαναος), что совпадает с названием одного из народов моря, аргивянами (более правильно Аргейцы, аргивяне от своего латинского названия — Argivi, ед. ч. Argivus) (греч. Αργείοι («аргии»), ед. ч.

Αργείος («аргиос»)), от названия города Аргос, названием которого именовался в древности Арголида, весь Пелопонес и даже вся Греция.

После христианизации Римской Империи этноним «эллины» был вытеснен этнонимом «ромеи» (Ρωμαίοι, «ромэи») — так греки на своём языке до этого называли римлян (ρωμαίος («ромэос») — римлянин) и при этом греки являлись гражданами Римской Империи.

Эллинами называли же греков-язычников, до полного исчезновения греческого язычества.

С конца XVIII века употребление этнонима «эллины» вновь начало возрождаться сначала в среде греческой интеллегенции, а несколько позже и в более широких массах населения.

Язык

Греческий язык (ελληνικά, «эллиника», ελληνική γλώσσα («эллиники глосса»)) является одним из древнейших индоевропейских языков и палеобалканской ветви. Является единственным представителем так называемой греческой группы.

Имеется две разновидности — кафаревуса (καθαρεύουσα) и народный язык («δημοτική γλώσσα»), а также несколько исторических версий — древнегреческий язык (αρχαία ελληνική γλώσσα («археа эллиники глосса»)), среднегре́ческий язы́к (Μεσαιωνική ελληνική γλώσσα («месэоники эллиники глосса»)), новогреческий (Νέα ελληνική γλώσσα («нэа эллиники глосса») или Ρωμαίικα («ромэика»)).

Этнические группы

Эллины пришли на юг Балканского полуострова около 1900 года до нашей эры с Венгерской низменности. В древности эллины делились на 4 ветви — ионийцы, эолийцы, ахейцы, дорийцы.

Ионийцы сначала заняли Аттику но позже колонизировали часть островов Эгейского Моря и часть эгейского побережья Малой Азии — где они образовали Ионийский Союз (κοινόν τών Ίώνων), а позже ионийцы стали основывать колонии в Крыму (Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Гермонасса).

Аттический диалект лёг в основу «общего языка» (ἡ κοινὴ διάλεκτος) — греческого языка эпохи эллинизма распространившегося в Малой Азии, Фракии и других регионах Восточного Средиземноморья.

«Общий язык» лёг в основу современного средневекового греческого языка, который в свою очередь лёг в основу Новогреческого языка в том числе и Кипрского диалекта и Критского диалекта, Понтийского языка, Каппадокийского языка, Тавро-румейского языка.

Вторжение турков-сельджуков в Малую Азию привело к постепенному исчезновению грекоязычного населения в Карии, Миссии, Лидии, Фригии, Вифинии, Киликии. Долгое время греко-язычное население сохранялось в Каппадокии. В 1923 году греки-каппадокийцы и греки-понтийцы были выселены в Грецию. Большая часть крымских греков в XVIII веке были выселены из Крымского ханства и переселились в Приазовье.

Дорийцы долгое время продолжали жить в северной части современной Греции и около 1200 года до нашей эры переселились в центральную и южную современной Греции — дорийцы заняли Лаконику, Мессению, Пелопонес, Дориду, Коринфию, Мегариду, Крит часть островов Эгейского Моря и часть эгейского побережья Малой Азии, позже они основали ряд колоний на Апенинском полуострове (Тарент, Гидрунт), в Эпире (Амбракия). Дорийский диалект Лакононики лёг в основу современных цаконского языка и маниотского диалекта, дорийский диалект Крита лёг в основу Сфакиотского диалекта, дорийский диалект Эпира в основу Химариотского диалекта, а дорийский диалект Апенинского полуострова в основу Итало-румейского языка. Цаконы (проживают в Кинурии) и маниоты (проживают на полуострове Мани) считают себя потомками дорийцев. Кроме того потомками дорийцев считают себя и Сфакиоты живущие в общине Сфакия. Происхождение Саракацанов (проживают в Македонии) точно не установлено, говорят они на Новогреческом языке.

Генетическое происхождение

Современные генетические исследования показывают, что среди греков преобладают Y-гаплогруппы E1b1b1 и J2 (которые также распространены среди жителей Северо-Восточной Африки и Среднего Востока), причём E1b1b1 преобладает на Пелопоннесе, а J2 доминирует на острове Крит.

Y-ДНК гаплогруппы жителей Греции по данным веб-сайта «Eupedia: Your Guide to Europe in English»:

  • гаплогруппа E1b1b1 — 27 %
  • гаплогруппа J2 — 25 %
  • гаплогруппа R1a — 12 %
  • гаплогруппа R1b — 12 %
  • гаплогруппа I2a — 10 %
  • гаплогруппа I1 — 4 %
  • гаплогруппа G2a — 3,5 %
  • гаплогруппы T и L — 3 %
  • гаплогруппа J1 — 2 %
  • гаплогруппа I2b — 1,5 %

Срединные сети показали, что большинство греческих гаплотипов группируется в пять известных гаплогрупп, и что множество гаплотипов распределено среди греков и других европейских и ближневосточных популяций. В пределах изученных мест, генетический состав греков указывает значительно более низкий уровень разнородности по сравнению с другими европейскими популяциями.

https://www.youtube.com/watch?v=N2OcKqeEmsE

Уровни гаплотипа R1a1, связанного миграциями протоиндоевропейцев, были менее 12 % (для сравнения, в Сирии — 10 %, Польше — 60 %).

Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками (низкая примесь, приписанная генетической изоляции из-за физических барьеров).

История

Основная статья: История Греции

Древние греки создали античную цивилизацию, сыгравшую большую роль в развитии культуры Европы и Ближнего Востока.

В Средние века греки составили основное ядро Византийской империи. Постепенно они ассимилировали мигрировавшие с севера группы фракийцев, иллирийцев, кельтов, валахов, славян, албанцев. Османское господство на Балканах (XV в. — 1-я половина XIX в.) оставило незначительный след в материальной культуре и языке греков.

В конце XVIII в. среди греков началось национально-освободительное движение, способствовавшее преодолению областных различий. В результате революции 1821-29 гг. было создано греческое государство. У греков одна из самых больших диаспор в мире: около 5 миллионов человек. 40 % греков диаспоры разговаривают на английском языке, 40 % на греческом, 5 % на русском.

Греки в России и СССР

Массовое переселение греков на русские земли началось в середине XV века, после нашествия турок и падения Константинополя, и продолжалось в ограниченном масштабе вплоть до начала Первой мировой войны.

В конце XVIII — начале ХIX вв. возникли крупные греческие общины в Одессе, Балаклаве, Таганроге и других городах Новороссии. Греки занимались сельским хозяйством, ремеслами, мореплаванием, торговлей, производством кондитерских изделий. Из среды российских греков вышли известные предприниматели, общественные деятели, учёные.

В XIX веке подданными Российской империи стали закавказские, главным образом грузинские греки, большинство из которых жило на черноморском побережье.

К началу ХХ века в Российской империи проживало около 1,5 млн греков, причем основная их масса распределялась между тремя общинами: грузинской, причерноморской, включавшей побережье от Геленджика до Сочи, и мариупольской.[25]

В 1920—30-е годы в СССР были открыты многочисленные греческие школы, издавались книги и газеты (например «Кокинос капнас» в Абхазии). В Краснодарском крае был создан Греческий район с райцентром в станицей Крымской.

В 1938 году, во время ««большого террора», в Греческом районе была «разоблачена» «Греческая контрреволюционная националистическая диверсионно-шпионская и террористическая организация».

По делу этой организации были расстреляны 77 человек, Греческий район ликвидирован, а греческие школы перешли на русский язык.

В 1944—49 годах греки подвергались насильственному выселению (депортации) из Крыма, Абхазии, Аджарии, Северного Кавказа в Казахстан, Среднюю Азию и др.

Согласно переписи 1989 года, в СССР проживало 356 068 греков, в том числе 91 699 в РСФСР.

В конце 1980-х годы многие советские греки эмигрировали в Грецию.

Греки в Российской Федерации

Ныне российские греки компактно проживают на Юге и на Северном Кавказе: в Ставропольском, Краснодарском краях, в Северной Осетии, Адыгее.

Известные греки в России

  • Кирилл и Мефодий, святые, создатели славянской азбуки и церковнославянского языка.
  • Максим Грек, древнерусский писатель, святой.
  • Феофан Грек, древнерусский иконописец.
  • Архипп Куинджи, российский художник, мастер пейзажной живописи.
  • Каподистрия, Иоанн Антонович, министр иностранных дел России, впоследствии — первый Президент Греции.
  • Ипсиланти, Александр Константинович, русский генерал, греческий общественный деятель.
  • Никифораки, Николай Егорович, генерал-лейтенант, губернатор Ставропольской губернии.
  • Сахаров, Андрей Дмитриевич, советский академик, создатель водородной бомбы, лауреат Нобелевской премии мира (грек по матери).
  • Юрчихин, Федор Николаевич, российский космонавт, грек по матери.
  • Попов, Гавриил Харитонович, советский экономист, первый мэр Москвы (грек по отцу).
  • Кивелиди, Иван Харалампиевич, российский банкир, член Совета по предпринимательству при Президенте Российской Федерации.
  • Иван Папанин, контр-адмирал, доктор географических наук, известный исследователь Арктики.
  • Вураки, Андрей Федорович, генерал-майор, кандидат военных наук, доцент.
  • Згуриди, Александр Михайлович, выдающийся советский кинорежиссёр, народный артист СССР.
  • Димитриади, Одиссей Ахиллесович, советский дирижёр, народный артист СССР.
  • Триандафиллов, Христофор Васильевич, кинематографист, режиссёр документальных фильмов.
  • Триандафиллов, Владимир Кириакович, советский военный теоретик.
  • Мавроди, Сергей Пантелеевич, предприниматель, основатель крупнейшей в истории России финансовой пирамиды МММ (грек по отцу).
  • Коккинаки, Владимир Константинович, лётчик, Дважды Герой Советского Союза
  • Камбурова, Елена Антоновна, советская российская певица и актриса, народная артистка России.
  • Тахчиди, Христо Периклович, профессор, генеральный директор МНТК «Микрохирургия глаза» им. С. Н. Федорова.
  • Георгиади, Ксения Анестовна, советская и российская эстрадная певица, заслуженный артист России.
  • Сергей Ионес, крупнейший российский историк автомобилестроения (грек по отцу, еврей по матери).
  • Юрий Грамматикати Советский актёр кино.
  • Грамматикати, Иван Николаевич, 1858—1917, профессор, отечественный акушер-гинеколог.
  • Грамматиков, Владимир Александрович, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, режиссёр, кинодраматург, продюсер (грек по отцу).
  • Полицеймако, Виталий Павлович, советский актёр театра и кино.
  • Михаил Полицеймако, российский актёр и телеведущий (грек по матери).
  • Паша Ангелина, знаменитая советская участница стахановского движения.
  • Бахчиванджи, Григорий Яковлевич, советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза.
  • Иоанникий и Софроний Лихуд, основатели первого в России высшего учебного заведения.
  • Каниди, Иван Константинович, российский школьный учитель в Беслане, посмертно награждён медалью «За защиту прав человека».
  • Николай Кристофари, первый вкладчик сберегательного банка в России.
  • Аристарх Венес, российский актёр.
  • Кюрдзидис, Эвклид Кириакович, российский актёр театра и кино.
  • Илиас Меркури, писатель, ресторатор, врач-стоматолог по образованию.
  • Аркас, Николай Андреевич, российский военно-морской и государственный деятель.
  • Аркас, Захар Андреевич, генерал-лейтенант Военно-Морского Флота Российской империи, историк и археолог.
  • Властов, Егор Иванович, генерал-лейтенант, герой Отечественной войны 1812 г.
  • Бенардос, Пантелеймон Егорович, генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 г.
  • Бенардос, Николай Николаевич, русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881).
  • Лелли, Фёдор Пантелеевич, контр-адмирал, участник русско-турецкой войны 1787—1792 годов.
  • Папахристо, Григорий Аргирович, вице-адмирал, член Аудиториатского департамента Морского министерства.
  • Кази, Михаил Ильич, организатор отечественного судостроения, общественный деятель, капитан II ранга.
  • Алексополь, Фёдор Пантелеймонович, российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор.
  • Лико, Николай Константинович, штабс-капитан Черноморского линейного № 5 батальона, герой Кавказской войны.
  • Ставраков, Семён Христофорович, генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 г.
  • Родофиникин, Константин Константинович, русский дипломат, член Государственного совета.
  • Костанди, Кириак Константинович, известный российский художник.
  • Алексей Палатиди, российский офицер, Герой России.

Использованы материалы Википедии

Источник: http://xn--80aawccgwdrlac3evge.xn--p1ai/%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%8B/%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8/

Понтийские греки: история и традиционная культура

Греки

Краткая историческая справка:

Понти́йцы (понтийские греки; греч. Πόντιοι, Ποντιακός Ελληνισμός, Έλληνες του Πόντου, Ρωμαίοι; тур. Pontus Rumları) — этническая группа греков, потомки выходцев из исторической области Понт на северо-востоке Малой Азии(современная Турция).

Живут (осталось очень мало) на Украине, в Грузии (подавляющее большинство уже покинуло страну), в Армении, России (в том числе на Северном Кавказе), Казахстане, Греции, Турции, Сша, на Кипре и др.

Первые намеки греческого присутствия в Черноморской области могут быть прослежены в греческой мифологии. Это — область, куда Ясон и аргонавты приплыли в поисках золотого руна. Миф был записан Аполлонием Родосским  в работе «Аргонавтика». Современные историки датируют экспедицию Арго  приблизительно в 1200 до н. э., основываясь на описании, данном Аполлонием.

Первой засвидетельствованной греческой колонией был Синоп, основанный на северных берегах древней Анатолии приблизительно в 800 году до н. э. Поселенцы Синопа были торговцами от Ионийского греческого города-государства Милета.

После колонизации берегов Чёрного моря, известного до того времени греческому миру как Pontos Axeinos (Неприветливое Море), название было измененно на Pnotos Euxeinos (Гостеприимное Море).

Вдоль всей Черноморской береговой линии на территории сегодняшних государств Турции, Болгарии, Грузии, России, Украины и Румынии число греческих колоний росло.

Область Trapesus, позже названная Трапезундом, теперь Трабзоном, была упомянута Ксенофоном в его известном Анабасисе, где описывается, как он и другие 10 000 греческих наемников прибыли к берегам Понта и высадились там.

Ксенофонт упоминает, что когда при виде моря они кричали 'Thalassa! Thalassa! («Море! Море!»), местные жители поняли их. Целый диапазон торговли процветал среди различных греческих колоний, но также и с местными племенами, которые населяли Понт внутри страны. В скором времени Трапезунт  занял ведущую роль среди других колоний, и область поблизости стала сердцем греческой культуры и цивилизации Понтийцев.

Эта область была собрана в царство в 281 до н. э. Митридатом I Понтийским, линия родословной которого восходила ко времени Ариобарзана I, правителя греческого города Киоса.

Самым видным потомком Митридата I был Митридат VI Понтийский который между 90 и 65 до н. э. вел т.наз. Митридотовы войны — три горьких войны против римской республики, перед тем как в конечном счете стать побежденным.

Митридат VI расширил свое царство к Вифинии, Крыму и Пропотосу перед его падением после третьей Митридатовой войны.

Однако царство всё же выжило как вассальное Риму государство, теперь называемое Боспорским царством и находящееся в Крыму до IV столетия нашей эры, когда эти территории были захвачены гуннами.

Остальная часть Понта стала частью Римской империи, в то время как гористая территория (Халдия) была полностью включена в Византийскую Империю в течение VI столетия.

Понт был местом рождения династии Комнинов, которая управляла империей с 1082 до 1185 — время, в которое империя возрождалась из пепла, отвоевав большую часть Анатолии у турок-сельджуков.

Далее (с небольшими сокращениями) статье: Конец формы

АВТОР: ПАНКРАТИС ПАПУНИДИС | 31 ЯНВАРЯ 2009

ига Антона Попова (Антон Павлович Попов — этнограф, соискатель отдела Кавказа Института этнографии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, исполнительный директор Центра. А. П.

Попов в период с 1992 по 2000 год занимается изучением ряда этнических групп выходцев из исторической области Понт (греки, армяне, химшилы, турки и лазы), полевые исследования проводятся в Краснодарском крае, Закавказье и Турции).

Понтийские греки, самоназвание: ромеос (ρομέος), ромеи.

Идеологами национального движения понтийских греков в качестве дифференцирующего от греков материковой Греции этнонима используются «понтиос» (πόντιος), «понтийцы», в то же время под влиянием панэллинизма вводятся в обращение этнонимы эллинес, эллинцы, эллино-понтийцы. Турецкое название понтийских греков — урум, hорум, рум; грузинское — бердзени; русское — греки.

Предки понтийских греков выходцы с юговосточного побережья Черного моря — Понта (прибрежная полоса от Синопа до Батуми, вглубь материка по хребту Понтийских гор и гор Джаник).

В отечественной этнографической литературе и в некоторых публикациях идеологов понтийского движения используется расширенное толкование этнонима «понтийские греки» (все греческое население циркумпонтийской зоны) применительно к греческим группам, выходцам из центральных районов Восточной Анатолии (Эрзрум, Пасена) и Кападокии.

Переселенцы из этих районов селятся на Кавказе, в Крыму, на Балканах практически одновременно и вместе с греками Понта. Эти группы вместе разделили судьбу транснациональных мигрантов, однако сохранили четкое представление об этнокультурных особенностях, которые их отличают.

Самым значительным, но не единственным отличием внутри-анатолийских групп греков является их язык — говоры восточноанатолийского диалекта турецкого языка. Поэтому часто для обозначения этих групп используется их турецкий этноним «урумы».

Понтийцы называют тюркоязычных греков «цалкали» или цалкалидис» (τσαλκαλιδεις) по району Цалка в Грузии — центру урумов в Закавказье. Необходимо отметить, что тюркоязычные группы были и среди собственно понтийских греков (греки из окрестностей Бафры, Самсуна и др.).

Самоназвание тюркоязычных понтийских греков на понтийском диалекте турецкого языка звучит как «rum» (ед. ч.) и «rumlar» (мн. ч.). Тюркоязычные понтийцы имеют четкую этническую идентичность как греки Понта и отождествляют себя с общепонтийским культурным наследием. Далее в статье используется этноним «урумы» только в отношении тюркоязычных потомков греков из внутренней Анатолии.

Численность понтийских греков не выделяется отдельно по переписи 1989 г. из общего числа греческого населения РФ. Понтийские греки составляют большинство в греческой диаспоре России.

Понтийские греки проживают в РФ, Армении, Грузии, (в том числе в Абхазии), на Украине, в Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Греции, Турции, США, ФРГ, Канаде.

На Северном Кавказе понтийские греки поселились в сельской местности, образовав ряд этноареальных групп: 1) сочинская группа — с. Высокое, с. Голицыно, с. Лесное, с. Липники, пос. Красная Поляна, с. Вишневка (проживают вместе с русскими); 2) туапсинская группа (главным образом поселились туркоязычные группы понтийцев — бафроли) — с. Гунайское, х. Греческий, с.

Макопсе, с. Калиновка, х. Гойтх (проживали совместно с амшенскими армянами), пос. Месаджай (совместно с русскими и амшенскими армянами) (не сохранилась); 3) геленджикская группа — с. Адербиевка, пос. Кабардинка, с. Прасковеевка (проживают смешанно с русскими); 4) анапская группа — пос.

Витязево (преобладает греческое население, проживают также русские и немцы); 5) крымская группа — х. Новокрымск (Греческий), х. Ново-Украинский, с. Мерчанское (проживают смешанно с русскими); 6) абинско-северская группа — х. Карсский (не сохранился), несколько мелких хуторов в горной зоне (не сохранились), проживают в ст. Северской, ст. Азовской, ст.

Ново-Дмитриевской, ст. Калужской, ст. Крепостной, ст. Смоленской, ст. Григорьевской, пос. Холмском, пос. Ильском, г. Абинске вместе с русскими; 7) горячеключевская группа — с. Фанагорийское и др. (не сохранилась); 8) апшеронская группа — ст. Куринская (проживают смешанно с русскими), х. Кура-Цеце (греческое население не сохранилось), х. Папазов (не сохранился), х.

Акритасов (не сохранился); 9) майкопско-белореченская группа — ряд мелких хуторов (не сохранилась); 10) ставропольско-пятигорская группа — с. Хасаут-Греческое, п. Греческий, с. Бекешевка, с. Суворовка, с. Нагут (проживают смешанно с русскими). (см.

также таблицу Приложение 2)  Понтийские греки живут в крупных городах Российской Федерации: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новороссийске, Геленджике, Туапсе, Сочи, Ставрополе, Пятигорске, Владикавказе.  Также понтийские греки проживают в Грузии, в Дманисском районе — с. Сакири (Кошкатола), с. Гора (Мис-Мадан, Джараер), с.

Саркинети (Демир-булах и Петрованск, урумы), с. Велиспири (Кейван-Булгасон, урумы), с. Мамулисопели (урумы), с. Амбрало (урумы); в Тетрицкаройском районе — села Большая и Малая Ирага, с. Ивановка, с. Джиграшени, с. Алексеевка (вместе с урумами и русскими сектантами), с. Цинцкаро (урумы), с. Угудети (урумы), с. Абелиани (урумы); в Цалкском районе — с. Гумбат, с.

Тарсон, с. Санта, с. Неон-Хараба и села с преобладающим урумским населением — Хадык, Гуниякала, Так-Килиса, Еди-Килиса, Цинцкаро, Джинис, Авранло, Хандо, Бешташен, Байбурт, Башков, Ливад, Караком, Олянк; в Боржомском районе — с.

Цихисджвари; в Марнеульском райрне — Опрети (урумы); в Ахалцикском районе — Микел-Цминда (в том числе урумы); в Абхазии, преимущественно в Сухумском районе — села Георгиевское, Ольгинское, Александровское, Михайловское, Андреевское, Цебельда, Азанта, Дмитриевское, Екатериненское, Константиновское, Трунши, Апрум, Павловское, Маринское, Анухва, Петровское; в Аджарии — села Ахалшени, Дагва, Ачкуа, Квирика.

Немногочисленные группы понтийских греков проживают в Армении, повсеместно смешано с армянами: в Зангезурском районе — с. Михайловка, с. Катар; в Алавердском районе — села Шомлер, Сисимядян, г. Алаверды; в Степанаванском районе — с. Когес, с. Ягдан, г. Степанован; и в Азербайджане (с. Мехмене в ущелье реки Тертер (Нагорный Карабах), 35 семей (по данным на 1995 г.). й местности.

Административно-государственные образования

На территории РФ в период с 1930 по 1938 гг. существовал греческий национальный район, в который входили следующие сельсоветы: Краснозеленый и Мерчанский из Абинского района Кубанского округа, Греческий, Горишный (до 1932 г.), Кеслеровский (до 1932 г.

), Крымский, Неберджаевский, Нижнебаканский, Прохладненский, Шептальский из Крымского района Черноморского округа. Административные органы до 1934 г. размещались в ст. Крымской — за пределами национального района, с 1934 по 1938 гг. — в ст. Неберджаевской. В 1935 г.

в Греческий район полностью входит территория Крымского района. В рамках политики коллективизации в районе создаются национальные колхозы. В феврале 1938 г. Греческий район упразднен, на его территории образован Крымский район Краснодарского края.

 

На сегодняшний день понтийские греки не имеют административно-территориальной автономии ни в России, ни в других государствах.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть