Мефистофель

Мефистофель

Мефистофель
Федор Шаляпин в роли Мефистофеля

Мефистофель — дьявол, образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения северной Европы. В 1587 году становится известен как литературный персонаж немецкой народной книги «Повесть о докторе Фаусте…», приобретает широкую известность благодаря философской драме «Фауст» И. В. Гёте (часть первая — 1806, вторая — 1831)[1][2].

Прилагательные «мефистофелевский» и «мефистофельский» означают — язвительный, злобно-насмешливый. Встречаются в выражениях «мефистофелевский хохот», «мефистофелевская улыбка».

Имя[ | ]

Известно несколько вариантов написания имени: Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistopheies, Mephistophilus, Mephistos.Имя Мефистофель, возможно, древнеевр. происхождения — от мефиц — разрушитель и тофель — лжец[3].

В Библии оно не фигурирует. Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам «сатана» или «дьявол». Согласно другой версии, имя происходит от греческих μή (mḗ, отрицание), φῶς (phō̃s, свет) и φιλις («philis», любящий), т.е.

не любящий свет [4].

Внешность[ | ]

Американский певец конца XIX века Моррис В. Моррис в роли Мефистофеля

Облик Мефистофеля обладает достаточно ярко выраженными чертами, благодаря чему даже используются выражения «мефистофелевская внешность», «мефистофелевский профиль», «мефистофелевская бородка», проч.

Это резкие угловатые черты, острый нос, скулы, бородка-эспаньолка.В связи с большим количеством популярных оперных постановок на тему Фауста в 19 в., исполнителей ролей Мефистофеля, в которых гримировались примерно одинаково, этот внешний облик оказался достаточно «на слуху».

В лице Сэмюэла Спейда было что-то мефистофелевское: длинный костлявый заостренный подбородок, постоянно поднятые уголки губ, глубокий треугольный вырез ноздрей, брови вразлет над двумя складками, из которых торчал крючковатый нос, да клинышек коротких светло-русых волос между большими залысинами. Обычными, а не раскосыми, как следовало ожидать, были только его карие глаза. (Дэшил Хаммет. «Мальтийский сокол»)

Весьма запоминающимся было исполнение Шаляпина. Продавались фотооткрытки с изображениями певцов.Именно оперная подача внешности дьявола отчасти оказала влияние на Булгакова при создании облика Воланда в «Мастере и Маргарите».

Карнавальный костюм Мефистофеля — алое трико, плащ и остроухая шапочка.

Голос[ | ]

В операх партию Мефистофеля, как правило, исполнял низкий мужской голос (бас, баритон). Выражение «мефистофелевский хохот» или «мефистофелевский смешок» образовалось именно благодаря этому — артистическое акцентированное, оперное исполнение заставляли запомнить этот сатанинский смех.

Самая известная ария Мефистофеля — куплеты «Сатана там правит бал/ Люди гибнут за металл» из оперы «Фауст» Шарля Гуно («Le veau d’or est toujours debout»).

В литературе[ | ]

«Мефистофель». Скульптура Марка Антокольского

Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном — духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история «падения», «изгнания из рая» библейского сатаны, иногда — его бунт против Бога (Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю.

 Лермонтов). Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто . Именно в такой роли Мефистофель выступает чаще. В философской трагедии И. В. Гёте, переосмыслившего мотивы немецкой народной легенды, Мефистофель — компаньон Фауста. К образу Мефистофеля обращался А. С. Пушкин.

Мефистофель — чёрт у Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы») и Т. Манна («Доктор Фаустус») — воплощение морального нигилизма. Мефистофель — Воланд и его свита М. Булгакова («Мастер и Маргарита») — гротескные духи зла, обличители, наказывающие пороки.

Подробнее см.: Фауст, Иоганн

Мефисто является популярным культовым злодеем вселенной комиксов Marvel.

В изобразительном искусстве[ | ]

Образ Мефистофеля присутствует в творчестве таких художников, как Эжен Делакруа, Михаил Врубель и др.

Скульптуры[ | ]

Барельеф демона Мефистофеля был изображён на фасаде исторического дома Лишневского на Лахтинской улице в Санкт-Петербурге. Днём 27 августа 2015 года был сбит с помощью кувалды неизвестным вандалом. Ответственность за акцию с уничтожением барельефа Мефистофеля взяла на себя организация «Казаки Петербурга»[5].

Оперы о Мефистофеле[ | ]

Более подробный список музыкальных произведений см.: Фауст, Иоганн

Литература[ | ]

  • Легенда о докторе Фаусте. Изд. подготовил В. М. Жирмунский, М. — Л., 1958;
  • Лакшин В., Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир», 1968, № 6;
  • Milner М., Le diable dans la littérature française, t. 1-2, P., 1960;
  • Kretzenbacher L., Teufelsbündner und Faustgestalten im Abendlande, Klagenfurt, 1968.
  • Фауст И. В. Гёте

См. также[ | ]

  • Воланд
  • Трикстер
  • Куплеты Мефистофеля

Ссылки[ | ]

  • Элиаде М. Мефистофель и андрогин

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9C%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C

История создания

Демонология содержит много упоминаний о существах, подобных Мефистофелю.

Рассказы о падших ангелах, стремящихся отомстить человеческому роду, встречаются у Джона Мильтона, лорда Байрона, Михаила Лермонтова и других.

Легенды о демоне, заключавшем сделки в обмен на душу человека, рассказывались народами Европы задолго до изобретения письменности. Однако полноценный образ демона представлен только в драме «Фауст».

Иоганн Гете

Но первым упоминанием Мефистофеля в классической литературе стало творение Шекспира «Виндзорские насмешницы» (1609 год). Имя духа звучит там вскользь и не заостряет на себе внимания.

В 1808 году из-под печатного станка вышла трагедия «Фауст». Иоганн Вольфганг Гете создавал произведение в течение 60 лет, поэтому антипод Фауста – злой дух Мефистофель – получился реалистичным и вобрал в себя большинство известных фактов и афоризмов о дьявольском помощнике.

Перо Гете в музее Пушкина

Позже к образу Мефистофеля обратился Пушкин. С творением русского писателя ознакомился сам Гете. Чтобы отблагодарить поэта, немец отправил Пушкину перо, которым пользовался для написания «Фауста».

Не утихают споры вокруг образа злого демона и его значения в литературе и философии. Историк религии Мирча Элиаде в книге «Мефистофель и андрогин» подробно разбирает влияние демона на жизнь человека:

«Мефистофель противопоставляет себя не самому Богу, а его главному творению — Жизни. Вместо движения, вместо Жизни он стремится навязать покой, неподвижность, смерть».

Биография

Мефистофель – житель подземного царства, который занимает важный пост в аду. Демона часто путают с Сатаной, но должность Мефистофеля значительно ниже. Если Люцифер правит адом, то Мефистофель управляет лишь парочкой чертей и ограничен в возможностях делать пакости.

Мефистофель

Вне зависимости от собственного желания, Мефистофель соблюдает законы, написанные Богом. По непонятной причине Господь испытывает интерес и некоторое расположение к демону:

«Из духов отрицанья ты всех менее бывал мне в тягость».

Основная задача Мефистофеля на Земле – соблазнить чистую душу. Существо обещает жертве любые блага и подписывает с человеком договор. Условия просты: демон готов служить искушенному в течение 24 лет, а взамен получает человеческую душу.

Мефистофель соблазняет человека

Общая характеристика демона неоднозначна. С одной стороны, герой предстает в образе веселого шутника и балагура, готового поддержать любой розыгрыш. С другой – перед нами хладнокровный стратег, продумывающий каждый следующий шаг. Демон скрывает коварство и презрение, которые испытывает к людям, но истинное отношение проскальзывает в речах злодея:

«Он лучше б жил чуть-чуть, не озариЕго ты божьей искрой изнутри.Он эту искру разумом зовет

И с этой искрой скот скотом живет».

Описание подземного жителя колоритно. Мефистофель – мужчина неопределенного возраста с острыми чертами лица и эспаньолкой. Привычные атрибуты демонского существа давно позабыты:

«Цивилизация велит идти вперед;Теперь прогресс с собой и черта двинул.Про духа северного позабыл народ, И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул».

Для каждого человека существо принимает разные обличья. В этом и есть тайная сила Мефистофеля – дух не просто заманивает человека, он становится его другом и союзником.

Фауст и Мефистофель играют в шахматы

Другое имя коварного демона – дух отрицания. Демон не верит в божественную природу человека и считает людской род порочным. Для падения человек не нуждается в злом проводнике – это стало причиной спора между Богом и чертом. Предметом пари стала душа человека – Фауста, которого Господь считает лучшим из людей:

«Посмотрим. Вот моя рука,И скоро будем мы в расчете.Вы торжество мое поймете,Когда он, ползая в помете,

Жрать будет прах от башмака».

Впервые Мефистофель предстает перед Фаустом в образе собаки. Пудель подходит к ученому во время народного праздника, и герой забирает животное домой. Собака перевоплощается в бедного студента, который занимает Фауста любопытными разговорами. Постепенно демон открывает герою свою сущность. Уставший от жизни Фауст рад обществу умного и насмешливого демона.

Первым испытанием от Мефистофеля становится юная красавица. Демон способствует знакомству простушки и ученого, которым овладела страсть. Человеческий порыв только на руку духу. Забывшись в низких чувствах, Фауст теряет благоразумие и совращает девушку, убивает человека, а после скрывается с верным другом и искусителем.

Фауст и Маргарита

Параллельно демон пытается овладеть душой несчастной девушки, на долю которой по вине обоих мужчин выпали страдания. Но Маргарита (возлюбленная Фауста) не принимает помощи от сил зла. Все же Мефистофель не всемогущ, никто не отменял свободу воли.

На протяжении многих лет существо сопровождало ученого и совращало человека благами, дарами, женщинами и богатствами. Но в конечном итоге Фауст понимает истинную цену всему и возвращается на праведный путь. А Мефистофелю остается только рассыпаться в проклятьях:

«Кто склонит слух свой к жалобе законной,Отдаст мне право, купленное мной?Как ты, старик, ты, опытом прожженный,

Ты проведен! Ты сам тому виной!»

Впрочем, демон недолго страдал от потери. Вскоре зловещий дух отправился на поиски очередной жертвы, чтобы пополнить котлы в аду новыми грешниками.

Экранизации

Противостояние, которое добро и зло ведут не первый век, – благодатная почва для создания сценария. Первым появлением Мефистофеля на экранах стал фильм «Замок дьявола». Режиссер, сценарист, оператор и исполнитель главной роли – Жорж Мельес. Позже автор снял короткометражки «Фауст и Маргарита», «Кабинет Мефистофеля» и «Гибель Фауста».

Жорж Мельес в роли Мефистофеля

Не менее ярким воплощением духа отрицания стал Эмиль Янингс в фильме 1926 года «Фауст». Картина основана на легендах об ученом и одноименном творении Гете.

Эмиль Яннингс в роли Мефистофеля

В 1969 году вышел первый советский фильм о помощнике дьявола. Роль искусителя досталась Юрию Яковлеву.

Юрий Яковлев в роли Мефистофеля

Демон также появляется в голливудском блокбастере «Призрачный гонщик» (2007 год). Мефистофель забирает душу главного героя в обмен на выздоровление отца. Роль коварного злодея исполнил Питер Фонда.

Питер Фонда в роли Мефистофеля

В 2011 демон стал героем аниме «Blue Exorcist». Основой мультфильма служит одноименная манга, забавные цитаты из которой поклонники заучивают наизусть. Здесь Мефистофель предстает в необычном амплуа – демон увлекается экзорцизмом и дружит с людьми.

Интересные факты

  • Загадочный образ часто эксплуатируется в компьютерных играх, живописи и скульптуре. Дух отрицания часто ставится героем оперных остановок. В мире насчитывается около 8 музыкальных произведений, где поднимается тема Мефистофеля.
  • Имя Мефистофеля не упоминается в Библии. По мнению ученых, название персонажа состоит из двух слов и переводится как «распространяющий скверну».

Скульптура Мефистофеля

  • Скульптура существа была установлена на доме Лишневского (улица Лахтинская в Санкт-Петербурге). В 2015 году памятник сбили кувалдой. Существует теория, что виновники варварства – организация «Казаки Петербурга».
  • Мефистофель – частый гость голливудских фильмов. Джонни Депп, сыгравший восставшего вампира, упоминает демона в кинокартине «Мрачные тени».

Цитаты

«Я рад бы к черту провалиться, когда бы сам я не был черт!»«Что было прежде, то и тут: весь мир, любя лишь игры и забавы, в конце концов — один огромный шут».«Ад менее жесток, чем люди!»«В угожденье богу злата край на край встает войной, и людская кровь рекой по клинку течет булата. Люди гибнут за металл, Сатана там правит бал».

Иван Шабалтас

Актёр театра и кино, Народный артист Российской Федерации

Источник: https://24smi.org/person/1301-mefistofel.html

Кто такой Мефистофель

Мефистофель

Мефистофель известен человечеству,  как образ злого духа или дьявола. Его происхождение ученые связывают с демонологией, которая всегда содержала много информации о падших ангелах, демонах и прочих темных существах.

Впервые о Мефистофеле начали писать еще в эпоху Возрождения. Северная Европа того времени часто передавала истории о нечистой силе из уст в уста. Фольклор жителей многих стран способствовал появлению на свет литературного образа сатаны.

Мефистофель как персонаж впервые появляется в так называемой «Повести о докторе Фаусте», где главный герой заключает сделку с дьяволом. Позже этот сюжет был развит во многих произведениях эпохи романтизма, когда внимание к фольклору и паранормальным явлениям было очень высоко.

Образ Мефистофеля использовали такие мастера пера: Байрон, Мильтон, Лермонтов, Гете. Последний первым создал полноценный образ демона, который сегодня известен под именем Мефистофель.

Происхождение имени

Само имя Мефистофель имеет, скорее всего, древнегреческое происхождение, где «мефиц» означает разрушитель, а «тофель» – обманщик. Такая этимология слова вполне объясняет поведение героя литературы и фольклора. Примечательно, что в Библии имя «Мефистофель» на обозначение нечистой силы не упоминается ни разу.

Внешность персонажа

Внешний вид Мефистофеля достаточно узнаваем. Его характеризуют довольно выразительные черты, благодаря чему даже существуют выражения «мефистофелевский профиль» или «мефистофелевская внешность».

Персонаж обладает резкими чертами лица, достаточно острым крючковатым носом и длинным подбородком, напоминающим козлиную бороду. Как правило, он носит короткую бороду эспаньолку.

Такая внешность присуща актерам, которые выступили в роле Фауста в начале развития кинематографа. Столь мрачный образ в основном черпается из средневековых литографий и гравюр, где изображен Мефистофель.

Мефистофель в искусстве

Как в фольклоре, так и в художественной литературе, очень часто использовался мотив подписания сделки с дьяволом. Как правило, этим сценам присуща чрезмерная готичность в изображении персонажей, а также обязательные атрибуты и действия, такие как подписания уговора кровью.

В ряде произведений авторы уделяют внимание проблеме изгнания дьявола из Рая, но существует также огромное количество произведений, в которых сатана выступает в роли озорника или веселого обманщика. Именно второй тип личности является более подходящим для Мефистофеля.

Первое упоминание Мефистофеля в классической литературе зафиксировано в драме Вильяма Шекспира «Виндзорские насмешницы». Говорить о полноценном персонаже мы не можем, но даже простое упоминание в диалоге уже подтверждает факт популярности злого духа в Средневековой Европе.

Самым популярным произведение о Мефистофеле стала поема Йоганна Гете «Фауст». Она  частично построена на фольклорном рассказе о неизвестном алхимике, который продал душу дьяволу. Этот сюжет немецкий писатель расширил, добавив герою больше мотивации.

Более того, Гете внедрил философские размышления о смысле жизни и ее тленности, чего в фольклоре не могло быть из-за специфики способом изображения. В поэме Гете Фауст идет на сделку с нечистой силой для того, чтобы почувствовать мгновение наслаждения, что само по себе не должно являться ценностью.

Стоит отметить, что Гете впервые приписывает Мефистофелю возможность превращаться в пуделя. Эту черту позже использовал русский писатель Михаил Булгаков при написании романа «Мастер и Маргарита».

Черты характера Воланда дают возможность сопоставить этих персонажей. Критики с уверенностью говорят, что эти персонажи являются разными сторонами одной медали.

В операх персонаж Мефистофеля также достаточно стереотипен. В большинстве случаев партии персонажа исполняют низким голосом с характерным артистическим хохотом, которые в значительной степени гиперболизирует качества антигероя.

Именно от такого стиля воспроизведения появились фразы «мефистофелевский хохот» или «мефистофелевский смешок», которые используются для характеристики неискреннего или злого смеха. Самой известной арией Мефистофеля являются куплеты «Сатана там правит бал / Люди гибнут за металл» из оперы «Фауст».

Сегодня образ Мефистофеля используется даже в молодежной субкультуре. Мефистофель является одним из персонажей компьютерной игры «Фауст. Семь ловушек для души», а также многих сериалов, где образу злого духа придали качеств изощренного любовника.

Источник: https://glav-inform.ru/kto-takoj-mefistofel/

Кто сделку с Мефистофелем заключил? Фауст и Мефистофель

Мефистофель

Человека всегда влекло неведомое, а еще он хотел всегда осуществить свои желания, даже те, которые не укладываются в голове. Вот для таких целей ему нужна была поддержка высших сил, добрых или злых – не важно. Главное – это добиться своего. Такой была сделка Фауста с Мефистофелем.

Немного о докторе Фаусте

Если спросить у любого человека, кто сделку с Мефистофелем заключил, то в ответ можно услышать одно имя – Фауст, во многом благодаря поэме Гете, которую изучали все по школьной программе. Но на самом деле произведение немецкий классик писал на основе реальных фактов, то есть у его персонажа был настоящий прототип.

Иоханнес Фауст был колдуном и алхимиком, врачом и теологом, астрономом и всесторонним ученым. Родился он в Швабии, где и учился. В конце концов он добрался и до черной магии. Каким-то образом в его руки попала Седьмая книга Моисея. Доктор долго изучал эту черную Библию и решил все же попробовать повелевать темными силами. Наконец он совершил ритуал, Фауст и Мефистофель подписали сделку.

Спустя годы доктор будет раскаиваться, но соглашение с темными силами, подписанное кровью, расторгнуть нельзя. Чем ближе была расплата, тем хуже становилось у Фауста на душе.

Легенда о маге в искусстве

Итак, кто сделку с Мефистофелем заключил, мы уже знаем. Легенда была широко распространена в Европе в шестнадцатом веке. Ее часто ставили в кукольных театрах, англичанин Кристофер Марло создал свою версию драмы – «Трагическая история доктора Фауста».

После написания Гете драмы «Фауст» сюжет попал в Россию, где его позаимствовал Пушкин. Шарлем Гуно в девятнадцатом веке была создана опера «Фауст».

Почему деятели искусства обращались к проблеме знаменитого алхимика? Наверное, потому, что Фауст и Мефистофель заключали соглашение, над которым думали многие. Борьба добра и зла, взаимоотношение человека и природы, противоборство в душе – это всегда актуальная тема.

Но за любые блага со временем придется платить. Пусть это время очень далеко, но оно настанет рано или поздно. И стоит ли плата тех мнимых удовольствий, решать нужно каждому самостоятельно.

Таинственный ритуал

Как прошла сделка с Мефистофелем? Легенда гласит, что Фауст совершил ритуал, описанный в книге магии. Доктор начертил в кабинете большой круг, пользуясь мелом и циркулем. В нем он нарисовал еще два круга поменьше, пространство которых заполнил ритуальными знаками. В полночь Фауст встал в центр и произнес заклинание.

Внезапно появилось существо, напоминавшее обезьяну, которое доложило, что прибыло, чтобы служить ему. Но алхимик прогнал его и произнес другое заклятие. Тогда появилось другое существо, которое напоминало барана. Но и этого слугу Иоханнес прогнал, а сам продолжил читать заклятие.

После третьего заклинания в кабинет вошел хромой человек, представившийся Мефистофелем.

Дьявол рассказал, что может дать Фаусту: путешествия в пространстве и времени, деньги, успех, любовь женщин, тайные знания. Это понравилось доктору, но сначала он спросил о плате за это удовольствие.

Мефистофель хотел одного — подпись на пергаменте, которая предусматривала, что Фауст отдает ему свою душу. После определенного срока (24 года), во время которого Мефистофель будет беспрекословно служить человеку, душа доктора попадает в ад.

Немного поколебавшись, Фауст согласился и подписал договор своей кровью. Сделка состоялась!

Характеристика Фауста

Сегодня известно о смерти доктора Фауста, того, кто сделку с Мефистофелем заключил. Профессор Виттенбергского университета однажды рассказал своим ученикам, что близится его смертный час. Он поведал им, что 24 года тому назад отдал свою душу дьяволу и теперь настал час расплаты.

Студенты сочли Иоганна Фауста заболевшим, поэтому поспешили покинуть аудиторию. Но ночью крики «Убивают! Убивают!» заставили их вновь прибежать сюда. Они нашли бездыханное и обезображенное тело учителя в комнате, забрызганной кровью. Жил профессор примерно в 1480—1540 годах.

Сначала он упорно занимался теологией, а потом бросил ее и начал изучать магию, нередко прорицал.

Гете рисует Фауста как человека высоких духовных стремлений, умного, деятельного, эрудированного. Он хочет служить людям, помочь им осуществить свои мечты, достичь гармонии.

У него есть успешная врачебная практика, и он готов исцелять не только тела своих пациентов, но и их души. И подписывая договор кровью, он думает не только о себе, а обо всех людях на планете.

Характеристика Фауста говорит о том, что он является человеком страстным и эмоциональным: он мгновенно увлекается красавицей Маргаритой.

Образ Мефистофеля

Характеристика Фауста и Мефистофеля помогает поглубже заглянуть в порядок вещей, разобраться в проблеме, которая имеет место. Дьявол – это неверие и отрицание всего хорошего. Но надо отдать ему должное: спутник Фауста — здравомыслящий, весьма рассудительный, умный, галантный.

Внешне он выглядит так, как обычный человек. Но именно поведением он себя выдает. Мефистофель считает человека и его жизнь ограниченной, ничтожной. Он имеет на всякий случай циничное объяснение. Это и есть зло в понимании Гете, именно это он хотел донести до людей в своем произведении.

Другие действующие лица в поэме Гете

Итак, кто сделку с Мефистофелем заключил, мы знаем, нам известно также, какими были главные герои произведения Гете «Фауст». Но помимо них есть и другие герои: Маргарита, Господь Бог, Марта.

Господь Бог – это олицетворение света и добра, бесконечной любви, благодати. В прологе к поэме он спорит с чертом, утверждая, что человек посрамит сатану. Бог верит, что его творение выберет добро, истину, а не обманчивую благодать, обещанную дьяволом.

Маргарита – яркий и трогательный образ. Возлюбленная Фауста действительно хорошая: она целомудренная, стеснительная, честная, верит в Бога. Она много и тяжело работает и могла бы стать замечательной женой и матерью. Но она чувствует дьявольскую сущность и боится Мефистофеля.

Фауст хоть и понимает, что погубит девушку, не может противиться желанию. Как результат – семья опозоренной Маргариты разрушается, гибнет брат от руки доктора, а сама она сходит с ума и топит ребенка.

Но ожидая казни, она отказывается от помощи со стороны Фауста, которого очень любит, и просит Бога о спасении. Ее душа отправится в рай.

Чистая и добрая Маргарита – прямая противоположность Марте, которая в отношениях с Мефистофелем руководствуется рассудительностью и лицемерием.

«Фауст» и его философия

Поэма Гете написана по мотивам средневековой легенды о сделке человека и дьявола. Однако великий поэт внес в нее свое видение извечной проблемы – отношения добра и зла, морали и денег, необузданности в желаниях и умеренности, света и тьмы. Это сложное произведение, над которым он трудился более шестидесяти лет.

Несмотря на то что Мефистофель является отрицательным персонажем, он — именно то, без чего не может существовать жизнь. Без скептицизма, отхода от нравственных обычаев, от установленных правил невозможен прогресс как таковой. Это как раз тот случай, когда зло оказывается добром на самом деле.

Фауст же – человек, который недоволен тем, что имеет. Жаждет большего и, в конце концов, его получает. И пусть цена за это слишком высока, он сам понимает, что погубил себя и многих других, но цель достигнута: жизнь общества развивается.

Доктор Фауст показывает, как в одном человеке уживаются противоречия, утверждая законы диалектики, которым верил Гете.

Вместо послесловия

Образ Фауста действительно бессмертен, как Гамлет Шекспира. Он помогает взглянуть на сущность жизни, переоценить свои ценности, ведь достигнув всего, доктор остается неудовлетворенным. Но запоздалое раскаяние ничего не меняет: за все надо платить.

Источник: http://fb.ru/article/160355/kto-sdelku-s-mefistofelem-zaklyuchil-faust-i-mefistofel

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть