В древности…

Восточные славяне в древности

В древности...

Восточные славяне – большая группа родственных народов, которая на сегодняшний день насчитывает боле 300 миллионов человек. История формирования этих народностей, их традиции, вера, отношение с другими государствами это важные моменты в истории, поскольку они отвечают на вопрос, как в древности появились наши предки.

Происхождение

Вопрос происхождения восточных славян интересен. Это наши с вами история и наши с вами предки, первые упоминания о которых датируются началом нашей эры. Если говорить об археологических раскопках, то ученые находят артефакты, указывающие, что народность начала формироваться еще до нашей эры.

Все славянские языки относятся к единой индоевропейской группе. Ее представители выделились как народность примерно в 8-ом тысячелетии до нашей эры. Обитали предки восточных славян (и многих других народов) у берегов Каспийского моря. Примерно во 2-ом тысячелетии до нашей эры индоевропейская группа распалась на 3-и народности:

  • Прогерманцы (германцы, кельты, романы). Заполнили Западную и Южную Европу.
  • Балтославяне. Селились между Вислой и Днепром.
  • Иранские и индийские народы. Расселились по территории Азии.

Примерно в 5-ом веке до нашей эры Балотославяне разделяются на Балтов и Славян, уже в 5- веке нашей эры славяне, если кратко, делятся на восточных (восточная Европа), западных (центральная Европа) и южных (Балканский полуостров).

На сегодняшний день к восточным славянам относятся: русские, белорусы и украинцы.

Вторжение племен гуннов на территорию Причерноморья в 4 веке уничтожило государство греческое и скифское. Многие историки называют этот факт первопричиной будущего создания древнего государства восточными славянами.

Историческая справка

Расселение

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий, и как происходило их расселение в целом. Существует 2-е основные теории появления восточных славян в восточной Европе:

  • Автохтонная. Предполагает, что славянский этнос изначально был сформирован на восточно-европейской равнине. Теорию выдвинул историк Б. Рыбаков. Существенных аргументов в ее пользу нет.
  • Миграционная. Предполагает, что славяне мигрировали из других регионов. Соловьев и Ключевский утверждали, что миграция были из территории Дуная. Ломоносов говорил о миграции из Балтийской территории. Также есть теория миграция из регионов восточной Европы.

Примерно в 6-7 веках восточные славяне заселили территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладоги и Ладожского озера на Севере и до черноморского побережья на юге, от Карпатских гор на Западе до поволжских территорий на Востоке.

На этой территории проживало 13-ть племен. Некоторые источники говорят о 15-ти племенах, но исторического подтверждения эти данные не находят. Восточные славяне в древности состояли из 13 племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене,  дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы.

Специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине:

  • Географические. Нет естественных преград, что облегчало передвижение.
  • Этнический. На территории проживало и мигрировало большое количество людей с разным этническим составом.
  • Коммуникабельность. Славяне селились вблизи плене и союзов, которые могли оказывать влияние на древнее государство, но с другой стороны могли делиться и своей культурой.

Племена

Основные племена восточных славян в древности представлены ниже.

Поляне. Самое многочисленное племя, силившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали стоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.

Словене ильменские.  Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.

Кривичи. Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.

Полочане. Селились южнее Западной Двины. Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство.

Дреговичи. Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять.  О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.

Древляне. Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.

Волыняне. Селились .жнее древлян в истоках Вислы.

Белые хорваты. Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.

Дулебы. Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.

Тиверцы. Занимали территорию между Прутом и Днестром.

Угличи. Селились между Днестром и Южным Бугом.

Северяне. В основном занимали территорию, прилагающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.

Радимичи. Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.

Вятичи. Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.

Племенные союзы

У восточных славян было 3-и сильных племенных союза: Славия, Куявия и Артания.

В отношениях с другими племенами и странами восточные славяне осуществляли попытки захвата набеги (обоюдные) и торговли. В основном связи были с:

  • Византийская империя (набеги славян и обоюдная торговля)
  • Варяги (набеги варяг и обоюдная торговля).
  • Авары, Булгары и Хазары (набеги на славян и обоюдная торговля). Часто эти племена называют тюрскими или Тюрки.
  • Фино-угры (славяне пытались захватить их территорию).

Чем занимались

Восточные славяне главным образом занимались земледелием. Специфика их расселения  обуславливала способы обработки земли. В южных регионах, а также в районе Днепра, господствовала черноземная почва.

Здесь земля использовалась до 5 лет, после чего наступало ее истощение. Потом люди переходили к другому участку, а истощенный восстанавливался 25-30 лет.

Такой метод земледелия называется переложной.

Северный и центральный район восточно-европейской равнины характеризовались большим количеством лесов. Поэтому древние славяне сначала вырубали лес, сжигали его, пеплом удобряли почву и только потом приступали к полевым работам. Такой участок был плодородным 2-3 года, после чего его оставляли и переходили к следующему. Такой способ земледелия называется подсечно-огневым.

Если пытаться кратко охарактеризовать основные виды деятельности восточных славян, то список будет следующим: земледелие, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда).

Основная земледельческая культура у восточных славян в древности – просо. Шкурки куницы преимущественно использовались восточными славянами в качестве денег. Большое внимание уделялось развитию ремесел.

Верования

Верования древних славян называют язычеством, потому что происходило поклонение множеству богов. Главным образом божества ассоциировались с природными явлениями. Практически каждому явлению или важной составляющей жизни, которую исповедовали восточные славяне, соответствовал определенный бог. Например:

  • Перун – бог молнии
  • Ярило – бог солнца
  • Стрибог – бог ветра
  • Волос (Велес) – покровитель скотоводов
  • Мокошь (Макошь) – богиня плодородия
  • И так далее

Древние славяне не строили храмов. Они страивали обряды в рощах, на полянах, у каменных идолов и в других местах. Обращает на себя внимание факт того, что практически весь сказочный фольклор в плане мистики относится именно к изучаемой эпохе. В частности восточные славяне верили в лешего, домового, русалок, водяного и других.

Как в язычестве отразились занятия славян? Именно язычество, в основе которого лежало преклонение перед стихией и элементами, влияющими на плодородие, сформировало отношение славян к земледелию, как к основному образу жизни.

Общественный уклад

Подробнее узнать об общественном строе восточных славян.

Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/vostochnie-slavjane.html

Загадочный мир древности или история в 5 классе

В древности...

С переходом в среднее звено школы дети знакомятся с множеством новых предметов. В частности они с нетерпением ждут уроков истории и это неспроста. История 5 класса построена на изучении эпохи, полной тайн и загадок — истории Древнего мира.

Как были построены египетские пирамиды? Откуда пришли шумеры и где они получили свои знания? Остросюжетные мифы Древней Греции, завоевательные походы Александра Македонского, острая жажда свободы восставших под предводительством Спартака — все это захватывает ум и воображение пятиклассников, возводя исторический предмет в ранг любимых.

В 5 классе на изучение истории отводится 2 часа в неделю, то есть два урока. Среди основных задач, которые ставятся перед учителем, приоритетное значение имеет не только передача знаний, но и формирование представления о закономерностях исторического процесса, воспитание уважения к историческому прошлому всех народов, приобретение навыков оценки и анализа информации.

Что изучает история Древнего Мира?

История Древнего мира изучает создание, становление и развитие основных древних государств, таких как: Египет, Греция, Рим, Индия, Китай, Ассирия и Персия.

Она охватывает огромный период времени: появление первобытных людей (около двух миллионов лет назад), создание древнейших государств (5 тысяч лет назад), падение Западной Римской империи в 5 веке нашей эры.

Помимо этого, первая вводная часть, рассчитанная на десять уроков (то есть вся первая четверть), знакомит учеников со спецификой исторической науки: особенностями летоисчисления, причинно-следственными связями, имеющимися у любого события, историческими источниками, исторической картой.

Изучение истории Древнего мира строится на прохождении следующих разделов:

  1. Что изучает история?
  2. Жизнь первобытных людей.
  3. Древнейшие государства Азии и Африки — Древний Восток.
  4. Древняя Греция.
  5. Древний Рим.

Второй раздел, посвященный знакомству с первобытными людьми, повествует об образе жизни доисторических жителей, орудиях труда, религиозных верованиях, способах охоты, приручении огня.

Затем следует изучение постепенной эволюции древнейшего населения планеты: переход от родовой общины к соседской; появление новых, более продуктивных занятий: земледелия, скотоводства, различных ремесел; совершенствование орудий труда: изобретение лука и стрел, земляного плуга.

Люди постепенно научились отливать железные изделия, ткать, изготавливать керамическую посуду. По мере усложнения производственных процессов общество разделяется на богатых и бедных, появляется знать, власть начинают передавать по наследству.

Так, постепенно, развитие человеческого общества привело к появлению древних государств, крупные поселения превращались в города, для охраны порядка и имущества знатных понадобились законы и профессиональные войны.

Древний Восток

Раздел «Древний Восток» посвящен изучению государств, возникших на территории Азии и Африки: Египет, Китай, Индия, Вавилон, Персия, Ассирия, Палестина. Большое количество тем посвящено изучению истории Древнего Египта.

Начиная знакомство с Древним Египтом школьники узнают о географии страны, ее климатических особенностях, о том, какое огромное значение имела для египтян река Нил. Подробно рассматривая труд и быт основных категорий населения: земледельцев, ремесленников, писцов, жрецов и вельмож, ученики получают возможность сравнить уровень жизни богачей и бедняков.

Также уделяется внимание египетским завоевательным походам, боевому оснащению войска. Ну и особенно увлекательными бывают уроки, на которых рассматриваются религия и искусство египтян, поскольку египетский пантеон богов полон диковинных “существ”, строительство дворцов и пирамид тоже весьма интересны.

Трудно представить сколько средств и сил ушло на возведение таких огромных построек, за неимением специальной техники.

В рамках данного раздела дается блок тем, посвященных становлению и развитию стран Западной Азии. Открывает этот блок изучение истории Древнего Двуречья и, населявшего его народа, шумеров. Пятиклассники изучают природу и географию страны, религию, особый вид письменности — клинопись, научные знания.

С течением времени на территории Двуречья выделяется город Вавилон. Пик его могущества приходится на время правления царя Хаммурапи, который вошел в историю тем, что создал свод законов, дошедший до нашего времени в виде столба из черного камня, полностью исписанного загадочными письменами.

Вслед за Двуречьем идет история средиземноморской цивилизации — Финикии, прославившейся высоким уровнем развития ремесел, обширной морской торговлей и богатой культурой.

Затем пятиклассники знакомятся с древнееврейскими племенами, с их старинными сказаниями, вошедшими в Ветхий Завет: о родоначальниках евреев, о переселении потомков Иакова в Египет, о бегстве евреев с египетской земли под предводительством Моисея, о том, как бог Яхве вручил Моисею заповеди, которые евреи должны были свято соблюдать, а он в свою очередь обещал привести их в благодатную землю — Палестину. Перед учениками разворачиваются картины борьбы евреев за Палестину с местным населением, сказание о Самсоне и Далиле, поединок Давида и Голиафа, правление мудрого царя Соломона. Именно с его царствованием связано появление главной современной святыни иудеев — Стены Плача.

Закончив изучение еврейской истории, ученики приступают к знакомству с весьма воинственным государством — Ассирийской державой.

Здесь впервые на вооружение армии поступило железное оружие, стали применять конницу и благодаря этому вели весьма успешные завоевательные войны, покорив большое количество существовавших тогда государств.

Однако недолго просуществовало это царство, оно было разгромлено вавилонянами и мидийцами, которые тоже вскоре пали под ударами персов.

Заканчивается раздел изучением истории Индии и Китая. Пятиклассники знакомятся с географическим расположением этих стран, их климатическими особенностями, религиозными верованиями: конфуцианством и буддизмом. Большое внимание уделяется кастовому разделению индийского общества и строительству Великой Китайской стены.

Древняя Греция.

История Древней Греции особо выделяется среди учебного курса, поскольку это государство оказало неоценимое влияние на наш мир. Современные представления о человеке, политике, искусстве, литературе зародились именно здесь. Потому и внимание к изучению истории этой страны особое.

В курсе 5 класса, начиная знакомство с древнегреческой историей, школьники узнают о времени появления этого государства, географическом расположении и влиянии последнего на образ жизни и занятия древних эллинов. Рассматривая мифы о Дедале и Икаре, о Тесее и Минотавре дети узнают об истории Критского царства.

Большое внимание уделяется борьбе греческих городов против Трои, об этом рассказывают и древнегреческие мифы, и знаменитая “Илиада” и “Одиссея” Гомера.

Спор прекрасных богинь за право обладания “яблоком раздора”, поединок Ахиллеса и Гектора, троянский конь, ахиллесова пята — все это красочно и захватывающе погружает учеников в древнейший период греческой истории. Завершает изучение этого периода древнегреческая религия.

Знаменитые олимпийские боги: Аид, Зевс и Прометей: боги — покровители основных занятий: Деметра, Дионис, Гефест; подвиги Геракла — так школьники узнают о попытках древних эллинов объяснить необъяснимое.

После рассмотрения древнейшего периода пятиклассники приступают к изучению более сложного периода: создание полисов и их борьбу с персидским нашествием. Здесь дети знакомятся с устройством греческих городов — государств, борьбой земледельцев за землю и право на участие в управлении государством.

Особое значение имеет правление архонта Солона, который своими законами отменил долговое рабство и заложил основы демократии. Большой интерес у учеников вызывает история полиса Спарта: особенности спартанского образа жизни и воспитания удивляют, заставляют спорить и размышлять. Много тем отводится погружению в древнегреческую культуру.

Здесь ученики узнают о том, как в древности проходили Олимпийские игры, как обучались в школах и гимназиях дети и взрослые, узнают о древнегреческом театре.

Военная история древних греков также весьма увлекательна, именно ею завершается рассмотрение истории этой страны:

— столкновение греков с персами в V веке до н.э., знаменитая Марафонская битва, Фермопильское и Саламинское сражение, окончившееся победой греков;

— поражение греков в Херонейской битве против македонян в 338 году до н.э.;

— участие греков в десятилетнем походе под предводительством Александра Македонского на Восток.

Древний Рим

Последний раздел повествует о древнеримской истории, которая также полна невероятных и увлекательных легенд.

Дети узнают об основании Древнего Рима, превращении его в республику, римских захватах городов и областей Италии.

Сложность вызывает прохождение темы, посвященной устройству римской республики, поскольку она изобилует множеством незнакомых терминов и большим фактическим материалом.

Затем дети узнают о том, как постепенно Рим становится сильнейшей в Средиземноморье державой, немалую роль при этом сыграли победы Рима в войнах с Карфагеном, предводительствуемым полководцем Ганнибалом.

Вслед за Италией и Карфагеном Рим подчинил себе Македонию и Сирию, включив в свой состав огромные территории и превратив покоренное население в рабов. В Риме тяжело жилось не только рабам, но и основной категории жителей — земледельцам.

Именно о них и о освободительной борьбе рабов пойдет речь на следующих уроках: Земельный закон братьев Гракхов, восстание Спартака — немало крови пролилось в Древнем Риме за право на свободу и землю.

За гражданскими войнами следует знакомство с одной из самых знаменитых личностей в истории — императором Цезарем. В начале знакомства он, конечно, еще не император, а успешный полководец, однако станет им уже в 49 году до н.э.

, пробыв в этой должности недолгих пять лет. После его смерти страна превратится в империю, расцвет которой придется на II век нашей эры.

Изучение истории Древнего мира заканчивается разделением Римской империи на Восточную и Западную в 395 году и падением последней под ударами германских племен в 476 году.

Благодаря знакомству с древними цивилизациями и государствами школьники понимают, что каждый народ, пусть даже очень маленький, внес свой вклад в развитие человеческой культуры. И независимо от того, на какой земле мы живем, на каком языке разговариваем и как мы выглядим — все мы наследники древних египтян и греков, римлян, евреев и индийцев.

Источник: https://history-of-world.ru/zagadochnyj-mir-drevnosti-ili-istoriya-v-5-klasse.html

Занятие славян

В древности...

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

Славяне живут в Европе с давних времен. 

Славяне делятся на западных, южных и восточных.

  1.  Чехи, словаки, поляки-западные славяне.
  2. Болгары и сербы-южные славяне.
  3. Русские, украинцы, белорусы-восточные славяне.

Восточные славяне в древние времена жили по Днепру, его притокам и вокруг озера Ильмень.

Они делились на многие племена – около Киева, на правом берегу Днепра, жили поляне, по левому берегу Днепра, вдоль реки Десны, обитали северяне, в лесах по берегам Припяти – древляне, в верховьях Днепра – кривичи.

По реке Оке жили вятичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменские славяне. Все эти славянские племена – общие древние предки русского, украинского и белорусского народов.

Главным занятием славян было земледелие. Славяне издавна использовали железо, применяли железный топор, соху с железным наконечником – сошником. У славян было развито пашенное земледелие.

Нелегко было возделывать землю, особенно в лесной полосе – ее надо было сначала отвоевать у леса. На выбранном участке славяне рубили деревья и кустарник.

Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. 

Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным или огневым.

Когда после нескольких урожаев земля истощалась, поле переносили на нетронутый участок, на целину, а старое на многие годы забрасывали.

Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. У них развилось пашенное земледелие.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба «жито» произошло от славянского слова «жить». Из хлеба приготовляли славянский напиток – квас. Его не только пили. Квасом размягчали кожу в больших чанах для изготовления кожаных изделий. Квасом мылись в бане – он заменял мыло.

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось бортью. Славяне занимались и бортничеством, то есть собиранием меда диких пчел.

2. Обычаи и верования древних славян

Жизнь славян сильно зависела от природы:

Обычаи пойдут не вовремя дожди или начнется за- и верования J v „

древних славян. сУха – пропадет урожаи. Солнце, ветер, гроза, лес – все представлялось древнему славянину одушевленным. Славянин создавал себе богов из сил природы.

Бог солнца назывался Даждьбогом, бог ветра – Стрибогом, бог грозы – Перуном. Богов надо было задобрить, принести им жертву.

В нашей речи остались следы этих старинных обычаев: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи»,- приговаривают иногда во время дождя. Это древнее обещание жертвы дождю, чтобы он шел сильнее.

В честь солнца славяне устраивали праздники. Весной праздновали проводы зимы и встречу весны, пекли блины, круглые, как солнце. Соломенное чучело зимы торжественно сжигали или топили в реке. Водили хороводы и пели песни.

  • Весна, весна красная,
  • Приди, весна, с радостью,
  • С великою милостью,
  • С корнем глубоким,
  • С хлебом обильным.

Славяне почитали умерших предков-родоначальников., Такой предок назывался «чур» или «щур». И сейчас в играх говорят: «Чур меня!» Это значило в древности: «Храни меня, предок».

3. Общественный строй славян

Славяне были рослым, сильным, красивым народом. Они отличались гостеприимством и отдавали гостю лучшее, что у них было. Древнейшие славяне жили родоплеменным строем.

Большие роды хозяйствовали сообща, потом стали все чаще выделяться хозяйства отдельных самостоятельных семей, поселявшихся общиной. Вдоль рек вырастали многолюдные огороженные селения.

Успешно развивалось ремесло – у славян было много искусных кузнецов, гончаров, строителей, резчиков по дереву и камню. Мало-помалу стали вырастать города. Киев и Новгород самые древние славянские города.

Родовой строй теперь уже мешал развитию хозяйства и постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени полян, он исчезал быстрее.

У славянских племен стали выделяться богатые начальники – князья. Около них складывались отряды воинов – княжеские дружины. Князья собирали дань с трудового народа. Набеги князей друг на друга также обогащали их.

Среди славянских племен уже в VltB. нашей эры складывались длительные союзы с князьями во главе. Возникали первые формы государства.

Славяне жили среди непрерывных опасностей. Нередко на них с востока набегали кочевники – гунны, авары. Черным вихрем налетали вражеские отряды на славянские селения. Звенело оружие, лилась кровь. Враги захватывали славянское добро – хлеб, скот, поджигали их жилища, угоняли в рабство женщин и детей.

4. Славяне – натиск на рабовладельческий строй

Славянам приходилось всегда быть готовыми к внезапному нападению. Они подчас и пахали вооруженными – одна рука нажимала на соху, другая лежала на оружии. Военное искусство высоко развилось у славян. Один славянский князь гордо ответил аварскому начальнику: «Родился ли на свет и согревается ли лучами солнца тот человек, который подчинил бы себе силу нашу?»

Силен был Рим, а не смог завоевать славянские земли. Восточная Римская империя – Византия – часто воевала со славянами, но не смогла покорить их.

У славян не развился рабовладельческий строй. Напротив, славяне содействовали его гибели.

Ведь сильнейшие рабовладельческие государства, и прежде всего Рим, все время стремились расшириться за счет соседей-неримлян, которых презрительно называли «варварами».

Именно из этого соседнего варварского мира римляне добывали себе все новых и новых рабов. Этим они поддерживали рабовладельческий строй.

«Варварский» мир (в том числе и славяне) своим сопротивлением рабству, своей борьбой с Восточной Римской империей сначала помог расшатать, а в конце концов и разрушить устаревший и разложившийся рабовладельческий общественный строй.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-do-xx-vek/139-vostochnye-slavyane-v-drevnosti.html

Древний мир – это … Определение Древнего мира

В древности...

В широком смысле Древний мир – это обозначение самого первого и самого длительного периода в истории человечества. Захватывает он отрезок времени от начала формирования общества (до нашей эры 800-1000 тыс.

лет) до появления первых феодальных формаций (начало нашей эры, первые столетия).

Понятие это охватывает два огромных исторических периода, которые многим известны еще со школьной скамьи как первобытное общество и строй рабовладельческий.

Определение Древнего мира невозможно дать в нескольких словах. Это понятие емкое, включающее в себя события огромного периода развития человечества. Если проще говорить о временном отрезке, то это период, начавшийся в доисторическую эпоху и завершившийся в начале Средневековья.

Краткое определение

Что такое Древний мир? История его значима, возможно, это главная частица всемирной истории, охватывающая древнейший период (от самого зарождения жизни на планете Земля) развития человечества. Этот довольно сложный путь имеет определенные отрезки, среди которых самым первым является тот, когда происходило развитие первобытного общества.

В период Древнего мира возникали, как отмечалось выше, первые общества людей и появлялось неравенство среди них.

Древний мир – это период самых первых преобразований и достижений в жизни людей. Когда о нем заходит речь, то сразу представляются образы Древней Греции, Египта, Рима, Китая, Месопотамии, Персии и многих других государств, существовавших в те давние века и оставивших свой след в величайшей истории развития всего земного шара.

Многим известно, что Древняя Греция, являющаяся страной с удивительно бурной историей и развитой культурой, – родина философии, и именно оттуда свое начало берут Олимпийские игры, сохранившиеся до нынешних дней. Многие знают, что в Китае были изобретены порох и бумага, была сооружена протяженная Великая Китайская стена.

Один из важнейших этапов развития Древнего мира – это становление и процветание великой Римской империи, являющейся на протяжении многих веков самым большим и могущественным государством античности. На Древнем Востоке в те времена образовывались государства, строились удивительные сооружения – великие пирамиды, сохранившиеся до наших дней в Египте.

Говоря о Древнем мире, невозможно не упомянуть об античном мире (с латинского «антиквус» переводится как «древний»).

Так называется группа государств рабовладельческих, сложившихся на побережье Средиземного моря в Древнем мире. Это важнейшие города-страны, созданные греческими племенами. Это союз рабовладельческих городов Италии, возглавленный Древним Римом.

Уже к концу 1-го столетия до нашей эры Рим превратился в столицу Империи, включавшую в свои владения все страны Средиземноморья, часть побережья Черного моря и многие западноевропейские страны.

В этом государстве был более широко распространен труд рабов, чем в Греции и на Востоке.

За счет жестокой эксплуатации подневольных здесь была создана высочайшая культура, ставшая основой последующего развития народов Европы.

Греческие ученые и мыслители заложили фундамент для многих научных знаний, и многим отраслям науки они дали свои названия. В Греции впервые возник и театр. Освоив греческую культуру, римляне сделали замечательные открытия в области техники строительной. Они же впервые развили науку о суде и праве.

Выходит, что Древний мир – это всевозможные преобразования практически во всех областях жизнедеятельности людей: в науке, культуре, строительстве и пр. Все это стало основой для дальнейшего благополучного развития всего человечества.

Чем все закончилось?

С чего все начиналось и чем закончилось? Древний Рим поначалу был небольшим селением, расположенным на берегу реки Тибр. По прошествии длительного периода времени он превратился в столицу великой, могущественной державы, захватившей, можно сказать, почти весь мир.

Но со временем он обессилел в борьбе с рабами и покорёнными народами. Государство римское пало в результате многочисленных ударов варварских племён и вновь раскололось на множество частей.

Народы, захватившие территории бывшей великой империи образовали свои королевства и стали создавать свою цивилизацию.

Это и есть конечный пункт истории Древнего мира – падение Западной Римской империи.

Заключение

Определение истории Древнего мира довольно емкое. Следует отметить, что ценный вклад в сокровищницу всей мировой культуры внесли многие писатели, поэты, историки и ученые тех времен. Та самая римская поэзия оказала значимое влияние на великих европейских поэтов, среди которых А. С. Пушкин, Г. Р. Державин и многие другие.

Источник: http://fb.ru/article/350879/drevniy-mir---eto-opredelenie-drevnego-mira

Игры древности: история

В древности...

Когда заходит речь об играх древнейших времен перед мысленным взором обсуждающих эту проблему возникает фигура Дискобола и далее речь начинает вестись об Олимпийских играх Древности (Античности). Но чем занимали себя наши предки в часы досуга? Неужели они проводили все время в охоте и бесконечных междоусобицах? 

В древности, по всей видимости, эволюция игр продолжалась тысячелетия. История и время зарождения шахмат до сих пор вызывает споры.

Однако исторически достоверно, что уже во времена походов египетских фараонов, солдаты и военачальники во время привалов играли в домино. Римские легионеры, после завоевания Галилеи и Месопотамии узнали о шахматах.

По мнению археологов, колыбелью древнейших игр Древности следует считать Северную Африку.

Первой азартной игрой, в которой принимали участие как минимум двое игроков можно считать бросание жребия. Игра заключалась в бросании камня на любую поверхность.

В зависимости от своего статуса и места проведения игры победитель мог получить или заранее оговоренный выигрыш, или часть добычи или ему могли оказываться почести.

По мнению историков, эта игра берет свое начало с времен первобытнообщинного строя, когда шаман, взяв палочки или кости животных в руку, бросал их, и по их расположению предсказывал будущее, благосклонность высших сил или «делал прогноз погоды».

Еще одной из древнейших игр считается «овари». Для нее мог быть использован любой придорожный камень. В лунки, расположенные на камне, помещались камни (кофейные зерна, бузины, косточки ягод или фруктов).

Число лунок 4 или 12 символизировали или месяцы, или времена года. Победителем становился тот, чья лунка была быстрее заполнялась. Это означало благосостояние.

Прооравший (с пустой лункой) получал в награда «голод».

По преданию африканских племен, проживавших на территории современной Ганы, изобретателем «овари» был Синдилло — первый человек на Земле. Игра считается родоначальницей многих игр, которые и сегодня входу на западном побережье Африки. Еще в XVIII-XIX веках нашей эры африканские времена использовали ее как тренинг сообразительности и реакции своих солдат.

Настольные игры людей в древности

Вероятно, что одной из первых настольных игр, сведения о которой дошли до наших дней была «манкала», оформившаяся в развлечение более 5,0 тысяч лет назад. Некоторые исследователи готовы увеличить возраст «манкалы» до 8,0 тысяч лет.

Артефакты, связанные с этой игрой, в виде обтесанных особым образом камешков, найдены в храмах Древнего Египта. Доска и набор камней для «манкалы» найдены при раскопках внутренних камер Пирамиды Хеопса.

Как и большинство настольных игр «манкалу» следует отнести к логическим играм.

Переводя религиозные тексты «Книги Мертвых», египтологи обнаружили упоминание об игре «сенет» — «прохождение» По преданию ее дал египтянам древнеегипетский бог знаний Тот.

Логика игры ассоциирована путешествием в Царстве Мертвых, от земной юдоли до воссоединения с богом Ра (Амоном).

Учитывая, что предметы для этой игры положили в гробницу Тутанхамона, можно считать, что в Древнем Египте она была достаточно распространена.

Похожая игра была обнаружена при раскопках шумерского города Ур. Ее назвали по имени города – «ур». О значимости этой игры в Древности свидетельствует место ее нахождения – гробница Пуаби (Шубат). Время проживания Пуаби относится к 2600 году до новой эры. Несмотря на внешнее сходство игровых атрибутов «сенет» и «ур» ученые-историки считают, что логика этих игр была различна.

Со временем игры древности эволюционировали. Сегодня играть в египетский Сенет или стать участником гладиаторских игр можно при помощи новейшей техники: компьютера или планшета. Разнообразные развлечения предлагают сайты игровой тематики, где можно интересно провести интересно время онлайн.

Какие игры были в древности?

Первыми играми, в которых были использованы кости можно считать египетские «Собаки и шакалы» и «Асэб» и шумерскую «ур». По игровой логике они напоминают современные нарды, но каждая из них имеют свое, значительно отличающееся одно от другого игровое поле, способ прохождения которого различен. Не вдаваясь в суть этих игр хотелось бы остановиться на самих древнеегипетских «костях».

Игровые кости в современном понимании появились в Древней Греции и в них с азартом «резались» римские легионеры. Египтяне использовали плоские, но изогнутые палочки. Максимальная сумма игровых комбинаций равнялась 5.

Также древние египтяне использовали в качестве костей настоящие таранные кости, находящиеся в стопе овцы. Эта кость могла дать 4 различных комбинаций.

Аналогичные кости использовались и в логических играх Древнешумерского царства.

Первое упоминание о «костях» как самостоятельной, не логической, а чисто азартной игре, имеется в книге древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Однако некоторые находки, обнаруженные при раскопках древнеегипетских памятников Древнего Царства, позволяют сделать предположение, что кости, как самостоятельная игра были известны уже ХХ до новой эры.

Источник: http://drevniy-egipet.ru/igry-drevnosti-istoriya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть