Возраст
Возрастные периоды жизни человека и его психического развития
Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.
Существует несколько популярных научных подходов, рассматривающих данный вопрос с социальной, психологической и педагогической точки зрения.
Понятие
Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.
Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.
Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.
Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.
Периодизация психического развития
Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:
- Умственный уровень (коэффициент умственного развития человека специалисты вычисляют при помощи анализа результатов специальных тестов, которые проходит испытуемый).
- Социальная зрелость (определяется уровень адаптации человека к окружающей его социальной действительности — способность к коммуникации, карьерные достижения, дружеские привязанности и т.д.).
- Эмоциональная зрелость (уровень самоконтроля, степень выраженности или подавленности эмоций и др.).
В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.
Классификация по годам
Общая классификация по годам в таблице:
Категория | Возрастной период | Особенности развития и коммуникации |
Дети | новорожденные | Появление на свет является серьезным кризисом для ребенка, поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой. |
до 1 года | Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее. | |
1- 3 лет | Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает агрессию.Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен. | |
3- 7 лет | Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется самооценка, активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения. | |
8 -10 лет | В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам. | |
Подростки | 11-16 лет | Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение. |
Молодые люди | 17-21 год | В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную уверенность в себе, осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — определение будущей профессии.Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой влюбленности. |
Взрослые люди | 22-35 лет | Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, рождения детей. |
36-45 лет | В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии. | |
46 — 60 лет | Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть. | |
61-75 лет (пожилые) | У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни. | |
76-90 лет (старые) | Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти. | |
старше 90 лет (долгожители) | Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути. |
Принципы и подходы
Классификация строится на оценке следующих показателей:
- хронологического (количество лет по паспорту);
- биологического (показатели функционирования организма);
- психологического (умственное, социальное и эмоциональное развитие).
Основой периодизации является определение реального возраста человека, которому свойственны указанные выше особенности.
При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.
Эльконина
Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.
Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.
Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:
- раннее детство: младенчество, ранний детский возраст;
- детство: дошкольный возраст, младший школьный возраст;
- подростки: младший подростковый и старший подростковый периоды.
Каждый период оценивается по четырем показателям:
- социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
- ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
- кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
- новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.
Эриксона
Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача.
По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.
Итак:
- до года — доверие или недоверие;
- до 3 лет — сильная воля или слабая воля;
- от 3 до 7 — инициативность или пассивность;
- от 7 до 12 — уверенность в себе или неуверенность;
- от 12 до 18 — верность себе или диффузия;
- от 18 до 25 — любовь или чувство исключительности;
- от 25 до 65 — забота или одиночество;
- от 65 — мудрость или презрение.
Выготского
Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.
Периоды, выделяемые Выготским:
- новорожденность;
- раннее детство (1-3 года);
- дошкольный период (3 -7 лет);
- школьный возраст (7-;11 лет);
- пубертатный возраст (15-18 лет);
- юность (19-25 лет);
- молодость (20-30 лет);
- граница молодости и среднего возраста (30-45 лет) — кризис творческой активности, вызванный формированием профессиональной состоятельности одновременно с нарастанием рутины;
- средний возраст (30-45 лет);
- зрелость (45-;60 лет);
- пожилой возраст (после 60 лет) — кризис подведения итогов из-за изменения социального положения, замедления привычного ритма жизни.
Выготский и его периодизация развития психики:
Фрейда
З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. движущая сила — сексуальная энергия.
Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:
- Оральная (до года). Ребенок получает удовольствие в процессе грудного вскармливания.
- Анальная (1-3 года). Основной эрогенной зоной становится слизистая оболочка кишечника, поскольку ребенка приучат к опрятности.
- Фаллическая (3-5 лет). Пик детской сексуальности. В это время зарождаются движущие сексуальные комплексы — Электры и Эдипов.
- Латентная (5-12 лет). Сексуальное развитие отходит на второй план, вытесняемое социальными интересами.
- Генитальная (12-18 лет). Формирование сексуальных стремлений.
Проблемы периодизации
Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.
Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.
В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.
Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни.
Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.
Наша интересная группа :
Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/vozrastnye-periody-zhizni-cheloveka.html
Периодизация возрастная, ее характеристика: так ли важен возраст?
Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:
- Порядок жизненных событий;
- Биологические процессы человека;
- Развитие в социуме;
- Онтогенез психологии.
Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти.
На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития.
Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения.
Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека.
Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:
- Рождение человека;
- Взросление, а также становление определенных физических и социальных функций;
- Развитие этих функций;
- Старость и угнетение функционирования организма;
- Физическая смерть.
Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл.
Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим.
Что же такое возрастная периодизация?
Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе.
Периодизация возрастная с психологической точки зрения
1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:
- Предзародышевый. Продолжительность определяется двумя неделями, когда в яйцеклетке происходит оплодотворение;
- Эмбриональный. Длительность периода – до начала третьего месяца беременности. Период характеризуется активным развитием внутренних органов.
- Стадия плода. Длится с трех месяцев беременности до рождения ребенка. Формируются все жизненно важные органы, которые должны четко функционировать и позволить плоду выжить после родов.
2. Детство.
- От нуля месяцев до года;
- Раннее детство, которое проходит с одного года до трех лет. Характеризуется проявлением самостоятельности и независимости; интенсивным развитием речевых навыков.
- Дошкольная пора с трех до шести лет.
В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, начинается этап социальных проявлений;
- Школьный возраст младшей группы. С шести до одиннадцати лет малыш активно включается в социальную жизнь; происходит интенсивное интеллектуальное развитие.
3. Отрочество.
Время интенсивного полового созревания, который длится до пятнадцати лет. Происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Под их влиянием меняется взгляд на собственное «я» и представления об окружающей действительности.
Продолжительность периода – с шестнадцати до двадцати трех лет. С точки зрения биологии организм стал взрослым. Однако, исходя из социального развития, так сказать нельзя. Присутствует желание стать самостоятельным и независимым при отсутствии социальной ответственности.
Все важные решения, связанные с дальнейшей жизнью, принимаются в это время: выбор жизненного пути, профессии, самоопределения, формирование самосознания и отношения к саморазвитию.
Важно!
Переход из одного возрастного периода в другой предусматривает возникновение кризисов, тех моментов, которые принято считать переломными.
Они наступают из-за изменений в физиологии и психологии растущего человека.
Кризисы – сложнейшие этапы жизненного пути, которые вызывают определенные трудности у самого растущего человека, а также людей, которые его окружают. Существует два вида переломных моментов: малые и большие.Кризисы малые (1 и 7 лет, юношеский кризис) появляются с возникновением и развитием умений и навыков, которых не было раньше, возрастающей роли самостоятельности.
Большие кризисы (рождение, трех лет, подростковый) характеризуются полной перестройкой социальных и психологических отношений. Это время больших перемен, которое сопровождается эмоциональными всплесками, агрессией, непослушанием.
4. Зрелость.
- Молодость. Длится до 33 лет. Период активных личных отношений, связанных с построением семьи и рождением детей. Развитие профессиональной деятельности. Время утверждения себя во всех жизненных направлениях: сексе, любви, карьере.
- Кризис тридцати. К этому времени многие достигают того, к чему так стремились. Наступает переломный момент в жизни, когда человек начинает искать смысл жизни. Часто разочаровывается в том, что имеет. Стремится сменить место работы, образование, круг знакомых и друзей. По статистике, в этот период происходит большинство разводов.
- Период стабилизации. С 35 до 45 лет, как правило, люди довольны тем, чего достигли. Им уже не хочется перемен, они хотят стабильности. Приходит уверенность в собственных силах, устраивают успехи в карьере. Чаще всего состояние здоровья стабильно хорошее. Семейные отношения стабилизируются.
- Десятилетие кризиса (45 -55 лет).
Начинают проявляться первые признаки приближающейся старости: уходит былая красота, ухудшается самочувствие и здоровье в целом.
В семье появляется холодность. Дети, став взрослыми, ведут самостоятельную жизнь, в отношениях с ними происходит отчуждение. Усталость и депрессивные настроения – частые спутники этого возраста. Одни пытаются найти спасение в мечтах о новой яркой любви (или воплощают мечту в жизнь). Другие «горят» на работе, обеспечивая головокружительный взлет карьеры.
- Период равновесия. Возраст от 55 до 65 лет характеризуется постепенным отстранением от социальной жизни и трудовой деятельности. Это период относительного покоя во всех сферах жизни.
5. Старость.
Происходит переосмысление всей жизни, размышление о духовности и переоценка поступков. Обзор прожитых лет с точки зрения философии: прошла ли жизнь зря или была насыщенной и неповторимой.
В это время проявляются кризисные периоды, связанные с переосмыслением прожитой жизни.
- Оценка личности, которая не затрагивает профессиональной сферы;
- Отношение к старению и появлению признаков явного ухудшения здоровья и внешнего вида;
- Осмысление и принятие смерти.
1) Думая о ее неизбежности, человек вначале ощущает ужас от беспомощности, так как предотвратить это событие он не может.
2) Гнев, который изливается на всех молодых и здоровых, находящихся рядом. Он приходит с осознанием, что человеческая жизнь подходит к концу и поделать с этим ничего нельзя.
3) Попытка совершения сделки: с врачами или путем покаяния. Человек «выпрашивает» годы жизни, выполняя все предписания врача, занимаясь самолечением или активно посещая церковь.
4) Депрессия. Осознание неминуемой смерти не покидает человека. Он замыкается в себе, часто плачет, думая о родных и близких людях, которых ему предстоит покинуть. Наступает полное отсутствие социальных контактов.
5) Принятие смерти. Смиренное ожидание неминуемого конца. Состояние, когда человек психологически уже мертв.
6) Наступление клинической смерти характеризуется полной остановкой сердца и прекращением дыхания. В течение 15-20 минут человека еще можно вернуть к жизни.
7) Физиологическая смерть связана с прекращением работы всех функций организма.
Определение данной возрастной периодизации связано с физиологическими особенностями организма, уровнем развития психики, а также основными поведенческими особенностями человека.
Философское понятие о возрастной периодизации
Начиная с древности, в разных странах ученые имели свое представление о понятии возрастных особенностей. Современная возрастная периодизация с успехом использует предложенные модели.
Например, в Китае считали, что человеческая жизнь делится на 7 периодов, причем лучшим считался возраст с 60 до 70 лет. Это время называли духовным расцветом человека и проявлением его высшей мудрости.
Гиппократ разделял человеческую жизнь на 10 этапов, каждый из которых длился 7 лет. Отчет времени начинался с рождения.
Весьма интересно разделение этапов жизненного пути по Пифагору. Он считал, что возрастная периодизация – это подобие времен года.Начало жизни. Период становление и развития личности. Проходит от рождения до 20 лет.
- Лето. Молодые годы от 20 до 40 лет.
- Осень. Лучшие годы человека, расцвет творческого потенциала. Длится от 40 до 60 лет.
- Зима – это старость, которая наступает с 60 лет.
Пифагор считал, что все в человеческой жизни характеризуется числами, которые обладают магическими свойствами.
Ученый предполагал, что возрастная периодизация развития – это изменяющиеся «сезоны» жизни, а человек является частью природной жизни.
В основе его возрастной периодизации и характеристики периодов лежит идея вечной жизни через перевоплощение и изменение.
Так ли важен возраст?
Каждый из нас сам волен определять, по каким критериям определять возрастной период, в котором он живет. Ведь понятие «возраст» весьма относительно.
Кто-то считает себя молодым до тех пор, пока сохраняется внешняя привлекательность и крепкое здоровье. Часто люди пытаются всеми доступными средствами продлить это внешнее проявление молодости. А кто-то и 80 ведет активный образ жизни, привлекая окружающих своим оптимизмом. Как правило, такие люди очень мало болеют, сохраняя активность до глубокой старости.
Помните, что возраст определяется состоянием души, а не цифрами в паспорте.
Источник: https://vospitannie.ru/vozrast/periodizatsiya-vozrastnaya.html
Биологический возраст человека
За последние 170 лет мы выглядим моложе, чем наши предки, почти в два раза. Судя по старым портретам и фотографиям, наши прапрапредки выглядели в свои 30-40 лет глубокими стариками. А сейчас в ХХI веке, мы в 40-к лет юны и душой, и телом.
Сравните, как эволюция нас омолодила:
Мона Лиза в свои 28 лет (1503 год) выглядит как пожилая матрона. А 32-летнюю Анджелину Джоли можно спутать со школьницей. И причина долголетия современных людей — в быстром витке интеллекта, в развитии которого заинтересована эволюция.
Можно ли стать моложе? Омолаживающее средство
Вам не интересно подсчитать возраст «старика» и «старухи» в сказке Пушкина о рыбке и рыбке? Прожили они 30-ть лет и 3 года. А так как раньше отдавали замуж рано, вот и считайте… Вывод — Человечество молодеет.
Как изменился биологический возраст человека?
По возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения, биологический возраст сейчас существенно изменился. От 25 до 44 лет — это молодой возраст. 44 — 60 лет — это средний возраст. 60 — 75 лет — пожилой возраст. 75 — 90 лет — это старческий возраст. И после 90 — это долгожители.
И то, что биологический возраст человека сдвинут — это не заслуги цивилизации. Это заслуги того внутреннего, глубинного развития, которое претерпела материя — интеллектуальная биомасса, которой по сути является человек.
Почему в Средние века 40-летний человек был глубоким стариком, а сейчас это расцвет? В каменном веке средняя продолжительность жизни составляла 18 — 20 лет. В Средние века — около 30 — 40 лет. Ещё в начале прошлого века в 50 лет люди были стариками, а сейчас даже в 80 лет руководят предприятиями и заводят детей. Что произошло с человечеством?
5 Мифов о Долголетии. Что влияет на продолжительность жизни
Человечество стало молодеть
Вот некоторые экспертные данные по движению демографии Земли. В течение последних 11 тысячелетий, с IX тысячелетия до 2000 года нашей эры, произошло девять удвоений численности населения.
Причём если первое удвоение в 20 миллионов произошло 2500 лет тому назад, то последнее удвоение произошло в течение второй половины ХХ века — 3,1 миллиарда человек, а к концу ХХ века нас уже стало 6 миллиардов. То есть темпы удвоений нарастали. А удвоение продолжительности жизни за этот промежуток произошло только дважды. Почему — загадка для науки.
40 лет в шекспировские времена — это XVI — XVII века — действительно человек был глубоким стариком. С конца XIX века, когда продолжительность жизни составляла 35 лет, до конца ХХ века она увеличилась до 70 — 75 лет. То есть только за последнее столетие — невероятно быстро! — мы стали жить вдвое дольше. Почему так произошло — загадка.
Есть гипотеза: в нашем всепланетарном омоложении есть интересы эволюции.
Почему эволюция в древности удерживала продолжительность жизни человека где-то до 40 лет? Да потому, что это возраст детородного периода. То есть эволюции нужно было нарастить человеческую биомассу как можно более быстрыми темпами.
Эволюционный поиск самой лучшей, самой совершенной структуры привел к созданию высшего образца материи — человеческого мозга, интеллекта. И поскольку человечество стало наиболее прогрессивной ветвью биологической материи, то эволюция и увеличила численность вида гомо сапиенс.
Зачем природе люди понадобились в таком большом количестве? Мартышек бы расплодила или динозавров. Но нет! Человек — это любимое детище эволюции, потому что оно наиболее развитое. На наше совершенствование и возвышение работало все — и растительный, и животный мир.
Мы — любимцы эволюции
Эволюция, которая стремилась увеличить биомассу человечества, сейчас этот вопрос решила. На Земле живут шесть с лишним миллиардов человек. Предел же численности человеческой популяции, который выдержит планета, это 12 миллиардов. И такая численность тоже возможна, но после ее достижения пойдет сокращение воспроизводства населения.
Так вот, на нынешнем этапе эволюция заинтересована уже не просто в развитии и увеличении человечества, а в приумножении старшей возрастной группы, эволюция заинтересована сейчас в качественном развитии интеллектуальных свойств человечества.
Казалось бы, что взять с дряхлеющего тела? Ответ прост: развитый мозг, интеллект, опыт, наконец! А достигаем мы высшего интеллектуального развития после 40 лет.
Попробуйте сказать нынешнему 40-летнему человеку, что он в свои годы прекращает свое развитие и готовится к уходу из жизни, он обидится. Кроме того, в 40 — 60 лет приходит та мудрость, которая обеспечивает наше общее понимание жизни и оценку своих возможностей.
А в 70 лет у нас уже сформирована база — и жизненная, и профессиональная, и интеллектуальная.
И эта база может быть использована для дальнейшего развития человечества в биосфере — с меньшим числом ошибок и с большими возможностями для совершенствования — нате, ребята, пользуйтесь, питайтесь ею и на этой структуре стройте свою, уже более совершенную структуру. Мы — та информационная база, которая позволяет подняться на более высокую ступень нашим потомкам.
Как определить биологический возраст человека
Да, возрастные отрицательные процессы происходят. Но сейчас они постепенно обращаются вспять. Природа как бы затормаживает старение. Сейчас женщины рожают после 40-ка и 50-ти лет.
А ведь когда в древности люди жили по 30 лет, они же в 13 — 16 лет начинали половую жизнь и рожали детей. Поскольку раньше в мозге была заложена программа: тебе надо быстро обзавестись потомством, потому что тебе отмерено всего тридцать лет. А сейчас программа другая: не торопись — у тебя впереди долгая жизнь.
«График старения»
Поэтому сегодня многие и не торопятся обзавестись детьми. Может, поэтому старость и отодвигается Позднее начало половой жизни сегодня и есть следствие нынешнего увеличения биологического возраста.
Произошло расширение «жизненного коридора» человека
Достижение возраста — возраст человека выражается как хронологический возраст. Хронологический возраст — мера времени, прошедшего с момента рождения человека.Именно с возрастом становится заметно, что график старения у различных людей неодинаков. Вот когда начинают говорить о биологическом возрасте!
Ваш биологический возраст может отличаться более чем на десять лет от хронологического возраста.
Возраст определяется физиологией, а не хронологией! Факторы биологического старения включают в себя изменения в физической структуре тела, а также в производительности моторики и сенсорного восприятия.
Биологический возраст человека определяется тестами и исследованиями дыхательной, сердечно-сосудистой системы и т.д. Определение биологического возраста включает в себя 12 различных тестов, идет проверка слуха, зрения и времени реакции и различные функции органа.
Например, насколько сильное дыхание, каково время реакции, какая координация мышц, чувство равновесия, силы и выносливости. Тесты анализируются с помощью компьютера и занимают в общей сложности около 40 минут.
https://www.youtube.com/watch?v=RNE_I3jT3S4
Умственный возраст определяется уровнем умственных способностей человека. Судят по стандартным тестам интеллекта.
Биологический субъективный возраст людей, во многом определяется, как совокупность психических факторов.
Люди, которые считают себя молодыми для своего возраста, на тестах, как правило, показывают, что их биологический возраст, действительно, меньше хронологического.
109-летний мужчина вяжет свитера для пингвинов
Источник: https://www.molodostivivat.ru/uudivitelnoe-riadom/biologicheskiy-vozrast-cheloveka.html
Каков ваш возраст? Психология возраста – Психологос
У каждого из нас несколько возрастов, хотя бы потому, что само слово “возраст” имеет несколько значений. У нас есть календарный (паспортный) возраст, который фиксирует наше количество лет жизни от рождения до настоящего времени. Другой – биологический возраст, это степень молодости или старости нашего тела.
Биологический возраст зависит как от генов, так и от здорового (или наоборот) образа жизни, и, бывает, сильно отличается от календарного в любую сторону. Кроме паспортного и биологического, у каждого из нас есть свой психологический возраст.
Психологический возраст может меряться по самоощущению – насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек, так и по внешней оценке, как объективный показатель степени развития человека.
Если пожилой человек ощущает себя молодым, это прекрасно, но если возраст вроде бы взрослого человека окружающие оценивают как возраст ребенка – это печально.
Действительно, девушке уже двадцать лет, а мыслит она на уровне шаблонов 4-х летнего ребенка: закатывает истерики и топочет ножками – а потому что он первый начал!
Психологический возраст определяется многими факторами. Основное отличие взрослого от ребенка – осознание и принятие на себя ответственности за себя и свою жизнь. Взрослый человек строит себя сам, своими руками выкладывая свое будущее.
Интересный взгляд предлагает Т.В. Гагин:
На линии от “юности” к “старости” человек думает (про себя, не вслух, не перед другими людьми) последовательно так: “Я все смогу” — это когда все еще впереди; “я все уже могу, дайте только срок” — когда “я еще не волшебник, я только учусь”, но уже учусь и хочу поскорее быть “круче всех”; “я все могу”— это обычно в ту молодую пору, когда сложность задач сильно недооценивается из-за недостатка знаний и опыта, а свои силы кажутся безграничными; “я не все могу, но что могу — то могу” — когда знания и опыт позволяют оценить сложность задач и свои силы куда более адекватно; “я могу все меньше” — когда пик уже пройден, и даже то, что недавно было вполне доступно, дается уже напряжением сил или не дается вовсе; “и все меньше, и меньше, и меньше” — как раз тот период про который говорят “если бы старость могла”: опыт и знания позволяют трезво оценить потребные силы, сложность задачи, наметить план действий, а вот реализовать его уже нечем.Вот такая шкала. Разумеется, “пик” можно проскочить, проходя с “еще не могу” на “уже не могу” напрямую.
С возрастом люди меняются…
Все дети рождаются на ярком фоне позитива: вокруг столько всего нового, классного, непознанного! Но возраст меняет наше восприятие жизни, и большинство пожилых людей воспринимают мир как враждебный, а то и страшный. Молодые люди чаще романтики и настроены радикально, пожилые – скептики и консерваторы. У каждого возраста – свои психологические особенности, а иногда и свои кризисы.
Имеется много возрастных классификаций, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (и по разным основаниям).
Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет – возраст вступления в брак; с 30 до 40 – возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 – познание собственных заблуждений; с 50 до 60 – последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20–40) и осени (40–60).
Возрастная периодизация Д.Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21–25 лет; 2) средняя взрослость 25–40 лет; 3) поздняя взрослость 40–55 лет; 4) предпенсионный возраст 55–65 лет.
Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40–45 лет), среднюю взрослость (от 40–45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).
Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста.
Взрослый период: первый возраст – 22–28 лет для мужчин, 21–26 для женщин и второй возраст – 29–35 лет для мужчин, 27–32 – для женщин.
Зрелый период: первый возраст – 36–45 лет для мужчин, 33–40 лет для женщин и второй возраст – 46–55 лет для мужчин, 41–50 – для женщин.Молодости присущ радикализм, пожилые люди чаще консерваторы. У каждого возраста – свои психологические особенности, а иногда и свои кризисы. Об особенностях психологии ребенка, подростка, взрослых и пожилых людей смотри соответствующие статьи.
Психология ребенка
Дети от 2 до 5 – эгоцентричны, сконцентрированы на собственных желаниях и нуждах, оставаясь абсолютно равнодушными к тому, насколько невнимательны они к другим. Некоторые дошкольники также проходят через стадию «собственничества», без раздумий вмешиваясь в дела родителей, потому что хотят абсолютного родительского внимания. См.→
Психология младшего школьника
Младшие школьники – это детей в возрасте от 7 до 9 лет, то есть с 1-го по 3-й (4-й) классы школы. Ребенок становится школьником, а это значит, что у него теперь и новые обязанности, и новые права.
Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на учебные пособия и пр.
С другой стороны, перед ним стоят новые задачи развития, в первую очередь задача формировать навыки трудолюбия, уметь раскладывать сложную задачу на составляющие, уметь видеть связь между усилиями и достигнутым результатом, уметь принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством, уметь адекватно оценивать себя, уметь уважать границы – свои и чужие. См.→
Психология подросткового возраста
Подростковый возраст – 12-15 лет, и у детей в это время возникает новые особенности, свои другая психология. С подростками уже можно говорить, как со взрослыми, обращаясь к их разуму, но при этом приходится несколько раз повторять одно и то же, как в общении с детьми. См.→
Психология среднего возраста
Средний возраст – 25-60 лет. Период, сочетающий возможность развития и стабильности.
“Середина жизни” человека может пойти по одному из двух вариантов: либо он будет доволен результатами своей жизни и будет стремиться к гармонии с собой и окружающими, либо проживет годы в состоянии психологического «кризиса среднего возраста», переживая об упущенных возможностях и погружая в негативные эмоции себя и окружающих. См.→
Психология пожилых людей
Что можно сказать об изменениях в личности пожилого, тем более старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому- отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе – эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне – все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п. К счастью, этот портрет не точен и не справедлив. См.→
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kakov-vash-vozrast-vop-zn--psihologiya-vozrasta
Значение слова ВОЗРАСТ. Что такое ВОЗРАСТ?
ВО́ЗРАСТ, -а, м. Количество времени, лет от рождения, с момента появления на свет; период, ступень в росте, развитии человека, животного, растения. Переходный возраст. Дети школьного возраста. Люди одного возраста. □ Пьер с десятилетнего возраста был послан — за границу. Л. Толстой, Война и мир.
В жизни растений, как и в жизни животных, мы замечаем необходимую смену поколений, неизменное чередование различных ступеней развития, которые мы называем возрастом. Тимирязев, Жизнь растения. [Студент] был в том неспокойном возрасте, когда берут под сомнение все, вплоть до таблицы умножения. Паустовский, Героический юго-восток.
◊
В возрасте — о том, кто достиг полной зрелости. Он был уже в возрасте, начинал немного полнеть. Либединский, Воспитание души. На возрасте — о становящемся взрослым, зрелым (обычно о девушке). [Степанида 203 Трофимовна:] Ты, кажется, и забыл, что у тебя сестра девка на возрасте. А. Островский, Семейная картина. Войти в возрастсм. войти. Выйти из возрастасм. выйти.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введения понятия «биологический возраст», или «возраст развития».
Источник: Википедия
ВО'ЗРАСТ, а, м. Период, степень в росте, развитии каждого человека. Младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, старческий возрасты. Достигать старческого возраста. Человек зрелого возраста. ◊
Войти в возраст — стать взрослым. Выйти из возрастакакого — стать старше, взрослее какой-н. возрастной нормы. Выйти из школьного возраста.На возрасте (разг.) — о становящемся взрослым. Девушка на возрасте.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: Викисловарь
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стихать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «возраст»
- зрелость
- ровесник
- зрелый
- подросток
- разница
- (ещё…)
Предложения со словом «возраст»:
- При обследовании детей раннего возраста желательно присутствие матери.
- Если линия волнообразна в средине части, это указывает на проблемы в зрелом возрасте.
- Это был низкорослый сухощавый человек неопределённого возраста (позже выяснилось, что мы ровесники), упрятанный, как улитка, в безразмерную кофту с капюшоном.
- (все предложения)
Понятия со словом «возраст»
- Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
- Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.
- Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода…
- Школьный возраст — определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме.
Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения. Чётко установленные рамки школьного возраста необходимы для вычисления количества людей находящихся в возрасте подлежащему школьному обучению.
- (все понятия)
Дополнительно:
Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82